Deja vu – не повтор, если дежа ву — праздник!
Как говорится, дай Бог всем подобных «повторов» (это я заголовок «дежавюшный» начинаю оправдывать). В Омском Лицейском драматическом театре дежа вю нынче такое, что французы (pardonnez moi!) могут отдыхать.
…А ведь вроде бы — всего-то менее двух лет прошло, как «лицеисты» съездили но Францию на XX Международный фестиваль «Молодые театры Европы» со спектаклем «Зима под столом»; а ведь вроде бы чуть более года прошло, как «лицеисты» с этим же спектаклем съездили в Санкт-Петербург на 15-й фестиваль «Рождественский парад». И вот -«история повторяется»! Блистательно повторяется!
…Кстати о повторах. Поймал себя на мысли, что мне очень нравится повторять-рассказывать прошлогоднюю летнюю «телефонную» историю 2009-го. Что с удовольствием делаю и для читателей «Омской музы». Итак, жаркое лето 2009-го, 14 июля, поздний вечер, телефонный звонок: «Allo, Omsk? On vous téléphone de Grenoble, du comité organisateur du festival. Je passe la parole à monsieur Serge Timoffeef» (перевожу для сугубо русскоязычных читателей «Омской музы»: «Алло, Омск? Вам звонят из Гренобля, из оргкомитета фестиваля. С вами будет говорить месье Серж Тимофеев»). И после этого я слышу голос вышеупомянутого «месье», художественного руководителя омского Лицейского Сержа (pardon, — Сергея): «Победа!..»
…Минувшим летом победа (и «Омская муза» уже рассказывала об этом подробно) была связана со спектаклем «Альпийская баллада», поставленным Тимофеевым по собственной инсценировке повести Василя Быкова (в главных ролях прекрасный актерский дуэт: Мария Токарева и Евгений Точилов). И, право же, дорогого стоит, что в Гренобле при обсуждении нашего спектакля театральные критики, режиссеры и актеры многих европейских стран были единодушны: спектакль Лицейского — лучший спектакль фестиваля (много раз «озвучивая» и другое: «Омская «Альпийская баллада» — вообще лучший спектакль за всю историю «Молодых театров Европы»!..»). И это было гренобльское «дежа вю», которое, не сомневаюсь, и в нынешнем году повторится, потому что наш Лицейский в Гренобле на «Молодых театрах Европы» — «бесспорен» и всегда желанен!
Ну а что касается Санкт-Петербурга, — здесь дежа вю не в первый раз возникло (декабри 2002, 2008 и 2009 годов). Нынешний «северностоличный» фестиваль «Рождественский парад», который вот уже 16-й раз проводится под патронатом Министерства культуры России, приобрел статус международного: под занавес 2009-го в предновогодний заснеженный Петербург съехались двадцать театральных коллективов России, Финляндии, Турции, Башкортостана. Фестивальным «лидером» на сей раз стал театр-мастерская санкт-петербургской Академии театрального искусства: курс Гриюрия Козлова, одного из самых известных российских режиссеров, представил на фестивале великолепный и очень «подробный» четырехчасовой спектакль «Возвращение» по роману Достоевского «Идиот». И это действительно был театральный праздник, пиршество умной, топкой режиссуры и талантливейших молодых актеров!
Яркой и неповторимой страницей «Рождественского парада» предстала «Альпийская баллада» наших «лицеистов». Спектакль прошел буквально на одном дыхании. А в финале, благодаря одному из зрителей, возник совершенно незапланированный, но очень даже «театральный» момент, который словно добавил неповторимую эмоциональную окраску драматической развязке «Альпийской баллады» (и, честно скажу, аналогов подобному в моей «зрительской практике» не могу припомнить). На спектакль пришла бывшая актриса Лицейского драматического театра Алена Гладанова; омичи хорошо помнят ее по таким спектаклям, как «Сон в летнюю ночь» (Прекрасная Елена), «Беда от нежного сердца» (Катя из Тамбова), «Ревнивая к себе самой» (Анхела); сейчас Алена «исполняет роль» мамы, живет в Санкт-Петербурге, дочке Варваре — 10 месяцев. И вот маленькая Варя (которая, естественно, впервые была в театре, да еще на «взрослом спектакле») явила пример не только образцового, но и чуткого, благодарного зрителя. Предфинальная сцена, звучит трагическая музыка Орфа, в которую вплетается грохот автоматных очередей, главный герой — падает, сраженный пулями, — и именно в этот же момент, момент смерти главного героя, русского солдата Ивана, громко заплакал самый молодой зритель спектакля — десятимесячная Варя…
…А в глазах у Алены Гладановой после спектакли — ностальгическая грусть: «Смотрела, спектакль — и так завидовала Маше Токаревой, так хотелось «впрыгнуть» на сцену!.. Конечно, огромная ностальгия по Лицейскому театру. Как оказалось, а точнее, как, я поняла и остро ощутила два года назад, уехав из Омска, Лицейский — это целый пласт моей жизни, очень важный и ничем не заменимый!.. Ощущения сегодня, после спектакля — самые-самые разнообразные: с одной стороны, я пришла в свой родной театр, но уже как зритель; с другой стороны, я увидела как будто другой театр, который мощно развивается, мощно живет. Сердцевина осталась та же, а «наросло» что-то еще, как будто театр, как космический корабль, вышел на новую орбиту!..»
…Зрители после «Альпийской баллады» долго не расходились. Подошел к молодому человеку, внимательно изучающему программку, представился, поинтересовался его впечатлениями от спектакля. Павел Адрианов, 18 лет, коренной петербуржец, «просто зритель» (так он представился в ответ): «Я вот о чем размышляю: я понятие «Великая Отечественная война» воспринимаю двояко; прежде всего — как некий умозрительный факт, о котором рассказывали в школе; но при этом я знаю, что мой дедушка принимал участие в той войне… Хочу признаться, что спектакль омичей побудил меня задуматься не только об истории нашей страны, но и об истории моей семьи, мне захотелось найти фотографии деда, которого я никогда не видел… Слишком много эмоций сейчас во мне после спектакля… Жаль, что молодежь сегодня… такая… совсем другое поколение… Но я понимаю, что нынешней молодежи обязательно нужно смотреть этот спектакль, обязательно!..»
…Успелось поговорить с бывшим завлитом Омского академическою театра драмы, ныне сотрудником литературной части МХАТа имени А. П. Чехова Лидией Пугачевой: «Смотрела спектакль — и одновременно думала о Лицейском театре, созданном Вадимом Решетниковым. Хорошее дело оставил Вадим после себя!.. Очень работоспособный коллектив, очень «живой». И если в какой-то из сцен вдруг чуточку не хватает профессионализма, мастерства, это с лихвой компенсируется эмоциональностью, актерской заразительностью: у артистов — прекрасная «возбудимость», энергетика!.. «Альпийская баллада» — это очень честная работа, и актерская, и режиссерская. Ребята работают открыто, нигде и ни в чем не фальшивя. И это вызывает большое уважение к молодости, к зрелости молодости, к тому, что актеры ответственны по отношению к делу, которым занимаются. Считаю, что Сергей Тимофеев — достойный преемник Решетникова: трудоспособный, профессиональный, любящий свое дело и, самое главное, мне думается, — человечески надежный. И ребята, которые связывают с ним свою судьбу, тоже обретают надежность».
…Народный артист России Юрий Ицков позвонил накануне фестивального показа «Альпийской баллады» — и от имени себя и своих коллег по Театру Сатиры па Васильевском, заслуженных артистов России Надежды Живодеровой и Сергея Лысова пожелал всем удачного и полетного спектакля! И еще говорил о том, что все они, «бывшие омичи-драмовцы», очень жалеют, что не имеют возможности прийти на «Альпийскую балладу», потому что в этот день у них — премьера (спектакль «Салемские колдуньи» по пьесе Артура Миллера. — С. Д.) и все трое заняты в ней. И еще просьба: «…И через «Омскую музу», и через журнал «Омск театральный» — передать привет Омску и всем нашим друзьям-омичам». В связи с чем я вполне логично решил, что фотопривет будет выглядеть значительно эффектней, чем просто привет, а потому в тот же день в Театре Сатиры в послепремьерной гримерке Ицкова и Лысова я и сотворил сей фотопривет — и Омску, и всем друзьям-омичам!
…Да, еще вот о чем: думаю, что созданный год назад в Лицейском Попечительский совет театра может быть очень доволен «ситуацией» дежа вю, которая с завидной регулярностью возникает в Лицейском. Тем более что (см. заголовок) deja vu — не повтор, если дежа вю -праздник!
Сергей Денисенко,
Омск — Санкт-Петербург — Омск.
Специально для журнала «Омская муза»
№1 (26) / 2010 г.