«Я так хочу, чтобы лето не кончалось!..»
Быть может, заголовок этого материала не вполне точен (все, наверное, хотят того же самого: чтобы лето не кончалось). Но я не с «календарной» точки зрения обозначил своё «хотение», а с точки зрения яркости и победности Омского лета-2008 в сфере культурной жизни. И сегодня для вас, дорогие читатели журнала «Максимум», — небольшой «скол» этой победности и яркости. И как обычно — с эксклюзивными фотографиями, которые всегда с радостью предоставляют журналу (за что мы бесконечно признательны!) «герои» нашей постоянной и многолетней рубрики «Арт-максимум»!..
С громкой победы началось лето в Омске театральном. И победу эту принёс «на алтарь» нашего региона Омский государственный Северный драматический театр имени М.А. Ульянова. Попутно уж скажем, что вообще нынешний год для молодого театра из Тары — ну просто «урожайный»: Гран-при на ежегодном областном мартовском фестивале-конкурсе «Лучшая театральная работа» за спектакль «Весенние побеги»; далее — с этим же спектаклем театр прошёл весьма жёсткий «предварительный отбор» и стал (так же как и «Пятый театр» со спектаклем «От красной крысы до зелёной звезды») участником фестиваля «Сибирский транзит» (в конце сентября он состоится на Алтае). И вот между двумя этими «звёздными» вехами в творческой судьбе молодого театра — блистательная «двойная» победа: в городе Лобня, на 13-м Международном театральном фестивале «Русская классика» наш «Омский Тарский» за спектакль «Шуточки» по рассказам А.П. Чехова удостоен и Гран-при, и «Приза зрительских симпатий»!
Как рассказал главный режиссёра Северного театра и постановщик «Шуточек» Константин Рехтин, спектакль получил самые восторженные отзывы ведущих театральных критиков России. Так, театровед и шеф-редактор журнала «Страстной бульвар, 10» Наталья Старосельская сказала, обращаясь к «омичам-тарчанам»: «Поверьте, нам приходится видеть много спектаклей, и очень много отсмотрели мы их за последнее время. Ваш спектакль — настоящий праздник для нас, к сожалению, очень редко случающийся! То, что вы делаете, — на головы выше того, что делается на многих столичных сценах. Случившееся сегодня событие оправдывает наши труды. В такие минуты понимаешь, что делаешь свою работу не напрасно!..»
Браво, Северный театр!.. И ещё не могу не процитировать из рассказа Рехтина очень трогательный и пронзительный фрагмент: «Когда мне оказали честь оставить свою подпись на фестивальной «гостевой подписной стене», я увидел на ней имена Александра Калягина, Сергея Юрского и многих других видных деятелей российского театра. Всё пространство было плотно заполнено подписями, и только на самом верху оставалось место. Я раздобыл «в кулуарах» стремянку, забрался на неё и написал: «Лобня, ты — судьба! И это уже не шуточки… Коллектив Омского государственного Северного драматического театра имени М.А.Ульянова».
Не менее грандиозное событие (но уже в серединке лета) «имело место быть» в другом молодом театре — Омском Лицейском драматическом: впервые за всю свою 14-летнюю историю «лицеисты» совершили блистательный (и — опять же! — победный!) зарубежный вояж. Они показали спектакль по пьесе Р. Топора «Зима под столом» в Гренобле, на XX Международном фестивале «Молодые театры Европы», а затем «маханули» из Франции в Швейцарию, где, по приглашению ассоциации «Швейцария — Россия», провели «малые гастроли» (спектакли «Комок», «Давай с тобой поговорим» и «Зима под столом»).
Мало того, — наш омский Лицейский стал первым из российских профессиональных театров (за 20 лет!), участвующим в гренобльском фестивале. И Россия «в лице лицеистов» поразила всех! А в нынешнем, юбилейном гренобльском фестивале принимали участие театры из 14-ти стран (среди них Италия, Испания, Германия, Франция, Дания)… Критики и режиссёры разных стран Европы были единодушны в своих оценках: «россияне-омичи» — великолепны!.. Омичи признаны одними из лучших! Как «признался» художественный руководитель Лицейского Сергей Тимофеев, — дорогого стоили услышанные на обсуждении спектакля слова: «Вы открыли пьесу «ключиком Чехова». Мы увидели великую русскую актёрскую школу!»…
И ещё «признался» Тимофеев (и очень просил «озвучить» в нашем журнале это признание, что мы с удовольствием и делаем): «Эта поездка казалась театру хоть и очень желанной, но странноватой и не совсем реальной, то есть не по нашим возможностям. И мне радостно, что у театра оказалось огромное число друзей, поклонников и настоящих помощников: и мэр Омска Виктор Филиппович Шрейдер (огромное ему спасибо!), и директор городского департамента культуры Виктор Михайлович Демченко, и руководители 000 «Омскбланкиздат», ОАО «Омское», ОАО «Русь-Банк», АТПП «Группа Оша», агентства авиаперевозок и туризма «Аэролайн», 00 «Правоохранительный центр». Спасибо!..»
А уж дальнейшие «зарубежные перспективы» — окрыляют: во-первых, Омский Лицейский драматический театр уже официально приглашён в Гренобль через год, на следующий фестиваль; а во-вторых, Сергей Тимофеев (так же официально) введён в Совет организаторов грядущего фестиваля и получил предложение возглавить на нём «ателье» (мастер-класс) по актёрскому мастерству. Браво, «лицеисты»! (И это уже второе «браво!» в сегодняшнем летне-победном материале).
А теперь переходим к «персональному» возгласу «браво», ибо в данной истории была ситуация «один — за всех» (причём «за всех» здесь означает «за омский регион»). В середине июля (конкретней — 18-го числа) в столичном Политехническом институте проходил праздничный Вечер, посвящённый 75-летию Евгения Евтушенко. И на сцену, где чествовали легендарного поэта, был приглашён самый известный омский коллекционер живописи, основатель и директор омского «САДа» (Сибирский Аукционный Дом) Вячеслав Сёмушкин; и он «от имени и сибирского искусства, и омского художественного мира» подарил поэту картину омича-живописца Михаила Герасимова «Композиция №34».
На снимке, который вы видите, — предыстория вышеописанного. В Омске, в июне, Евтушенко представлял рок-оперу «Идут белые снеги» на свои стихи. А на другой день, тайком от всех омских «папарацци», перешёл на «частный образ жизни» и вместе с художником Владимиром Владимировым несколько часов провёл в «САДу» у Сёмушкина, среди роскошной коллекции картин (кстати, Евтушенко — большой знаток и ценитель омских художников!). И, как говорится, «запал» на вышеназванную работу Герасимова, и выразил желание приобрести его картину. Так вот, — браво хозяину «САДа»! Вячеслав, по законам истинно сибирского гостеприимства, подарил герасимовскую картину Евгению Евтушенко. И поэт, сердечно поблагодарив за столь щедрый подарок, пригласил Сёмушкина на свой юбилей, сказав, что примет картину при условии, если Вячеслав вручит её на юбилейном Вечере в Политехническом…
Всё так и произошло. Ну а я хочу лишь добавить, что про «САД», со временем, обязательно появится «отдельный» материал в «Максимуме», ибо уж слишком неординарное это явление в нашем городе — «САД»: Сибирский Аукционный Дом, созданный год назад во имя развития сибирского искусства и не имеющий аналогов в городах и весях российских. Да и «возделывание» «САДа» идёт целенаправленное и «плодоносное»: чего стоит, скажем, недавний совместный проект с Академическим театром драмы (на Камерной сцене которого, как вы знаете, работает галерея «Вишнёвый сад»): на недавно завершившемся Международном театрального фестивале «Академия» в театре работала роскошнейшая (европейского уровня!) выставка «САД» в «Вишнёвом саду», в экспозиции которой, разумеется, были картины омских художников из коллекции «САДа»!..
…Следующее «браво» — Омскому отделению Союза российских писателей (СРП), празднично и весьма крупномасштабно отметившему летом своё 15-летие! В «Пушкинке» открылась большая книжно-иллюстративная выставка, посвящённая писательскому юбилею, а в Доме актёра «на ура» прошёл концертно-литературный Вечер, подготовленный совместно с Омским отделением Союза театральных деятелей России (вместе с писателями на сцене были мастера искусств нашего города: певица Светлана Бородина и балерина Наталья Торопова, актёры Татьяна Филоненко и Владимир Миллер, пианист Юрий Поляков и вокальный квартет «Премьер»). И ещё к юбилею вышла в свет новый (уже 31-й!) писательский альманах «Складчина», причём весьма «потолстевший» (около сорока авторов, и вместо традиционных 170 страниц — почти 400!). Причина «потолстения»? К тем, кто постоянно помогал альманаху (президент корпорации «Енисей» Т. Алимбаев и Аграрный университет) наконец-то примкнули Министерство культуры Омской области и городской Департамент культуры.
А эпиграф юбилейного писательского Вечера прекрасен был и точен. Строчки Булата Окуджавы, которые — на все времена:
«Каждый пишет, как он слышит,
каждый слышит, как он дышит,
как он дышит, так и пишет,
не старясь угодить…
Так природа захотела,
почему — не наше дело,
для чего — не нам судить…»
«Для чего — не нам судить» — это верно. Но не всегда точно, когда речь идёт о литературных конкурсах. На них — «судят». А вернее оценивают. Так же, как это делало жюри во
главе с литературоведом и критиком Вадимом Физиковым на конкурсе «Омские мотивы». Но обо всё по порядку. Идея-замысел директора Департамента культуры городской администрации Виктора Демченко и его заместителя Марии Лобовой (и им — очередное «браво»
сегодняшнего материала) просто великолепна: ежегодно проводить конкурс поэтических произведений профессиональных авторов. И очень точно сформулированы цели и задачи конкурса: «поддержка профессиональных авторов, пишущих о городе Омске; позиционирование города Омска как крупного мегаполиса, центра высокой культуры; воспитание
патриотических чувств у омичей».
Более тридцати рукописей поступило на конкурс. «География» конкурсантов — от Петропавловска до Петербурга (но, конечно же, основная поэтическая «масса» — омичи). И в преддверии Дня города в Органном зале состоялся праздничный Вечер-церемония награждения победителей. Вот они — «первые ласточки», первые лауреаты недавно рождённого в Омске уникального конкурса поэтов-профессионалов «Омские мотивы», призванного продолжить поэтическую летопись нашего города: 1-е место — Вероника Шелленберг, 2-е место — Иван Денисенко (Санкт-Петербург) и Ирина Дементьева, 3-е место — Ольга Григорьева (Казахстан), Светлана Курач и Николай Трегубов.
Уже известно, что лучшие конкурсные стихотворения конкурса будут опубликованы в различных изданиях. Но «Максимум», в котором всё всегда по максимуму, — резонно решил стать первым в этом «вопросе», и сегодня для вас, под финал материала — два конкурсных победных стихотворения. Тем паче что первое из них «аукается» с заголовком материала…
Сергей Денисенко
Журнал «Максимум», №6 (74) / сентябрь-октябрь 2008 г.