Ящик фокусника, коронованный кукловод и авангардная музыка: каким получился новый спектакль Лицейского театра

В репертуаре Лицейского театра появилась булгаковская «Кабала святош». Дипломной работой актера и режиссера Лицейского театра Алексея ОСИПОВА стал спектакль-манифест.

ЯЩИК ФОКУСНИКА

Алексей оканчивает Щукинское училище и для итогового спектакля выбрал знаковую пьесу Михаила Булгакова о последних годах жизни великого комедианта Жана-Батиста де Мольера. «Кабала святош» — это история о внешнем блеске и о печальной изнанке лицедейства, о правителях-кукловодах и об их живых марионетках, о коварстве и любви, о преданности и предательстве, о конфликте гения-творца с миром власть имущих.

 Каждая из этих тем прозвучала и у постановщика, поначалу намеревающегося сделать акцент на обратной стороне жизни выдающегося человека – однако то ли намерение поменял, то ли остальные темы в итоге показались ничуть не менее важны. Акцента на отдельную тему не получилось – зато получился осмысленный, стройный, многослойный спектакль, проживая который, зритель обнаруживает новые и новые тайны героев, словно забираясь внутрь шкатулки с секретом.

Этому увлекательному процессу несколько мешает отсутствие динамики в начале спектакля, которое наблюдалось на премьерных показах, однако ритм – дело наживное, «Кабала святош» только начинает свой путь в репертуаре лицеистов и еще будет меняться: как любят повторять деятели театра, спектакль – живой организм.

Многослойную пьесу Булгакова, затрагивающую широкий круг проблем, Осипов поместил в авангардную атмосферу с красными рамами-декорациями, занавесом из рубашек и ящиками фокусника. Женщин в них распиливать не будут, но внутреннюю суть человека эти ящики обнажат не раз. Декорации придумывал сам режиссер, решивший продемонстрировать по максимуму все, чему научился в «Щуке».

В РОЛИ ЛИЦЕДЕЕВ

Художником по костюмам выступила Марина ШИПОВА, помогавшая режиссеру воплотить идеи – отдельные элементы причудливых нарядов мольеровской труппы отсылают к эпохе Жана-Батиста де Мольера, в которую происходит действо, но вот появляется Людовик Великий, король Франции, и его черно-белый костюм ближе к современному деловому стилю, но слишком роскошен и несколько странен для него. Людовик (Евгений ТОЧИЛОВ) – шахматный король, бесконечно разыгрывающий партию за партией, он коронованный кукловод, который не носит маску, он может себе позволить улыбаться в лицо собеседнику – и скинуть голову долой с перчаточной куклы. Роль Мольера играет Николай ПУШКАРЕВ, и его коронной сценой становится финал спектакля, когда рушатся иллюзии и открывается истина: тут актеру удается поймать очень точные интонации в создании образа уставшего, внутренне разрушенного лицедея.

Спектакль подарил звездную роль Фаризе БАТКИНОЙ. Актриса, играющая Арманду, раскрыла зрителю новые грани своего таланта — здесь она совсем иная, нежели в «Материнском поле» или «Короле-олене», ранее не виданная. Ее Арманда — актриса не только по роду занятий, но по внутренней своей сути, когда лицедейством пропитана вся бытовая жизнь. В целом режиссеру Алексею Осипову удалось разложить пьесу на труппу Лицейского театра очень точно. В некоторых сценах постановщик использует далеко не новые приемы выражения идеи (например, руки в белых перчатках под неоновым светом), однако они не выглядят банальностью, гармонично встраиваясь в стиль и атмосферу.

К слову, стильная визуальная составляющая и созданная постановочной группой уникальная атмосфера являются еще одним достоинством спектакля. На создание атмосферы работает и великолепная музыка Сергея ШИЧКИНА, написанная специально для «Кабалы святош». Впервые композитор Лицейского театра работал в авангардном стиле — и это у него отлично получилось.

Премьерные показы «Кабалы святош» прошли с аншлагом, и у постановки есть все шансы стать обласканной публикой. Во всяком случае, актеры уж точно полюбили эту работу и играют Булгакова с удовольствием.

Татьяна Попова

Сайт газеты «Вечерний Омск-Неделя», 1 марта 2023

https://omskgazzeta.ru/rubrika/kultura/jashhik-fokusnika-koronovannyj-kuklovod-i-avangardnaja-muzyka-kakim-poluchilsja-novyj-spektakl-licejskogo-teatra/

В газете материал напечатан с заголовком «Страсти по Мольеру», №8