Яростные мужчины и угнетенные женщины: актеры Лицейского театра примерили те же роли, что и легендарные Вивьен Ли и Марлон Брандо
Накануне по сцене Лицейского театра промчался трамвай. Да-да, не удивляйтесь: мы, зрители, слышали этот стук колес, глядели сквозь окна на «пассажиров», ощущали горечь несбывшихся желаний: мечты лопались в воздухе, словно мыльные пузыри. В Лицейском театре состоялась премьера спектакля «Трамвай «Желание», поставленного по знаменитейшей одноименной пьесе Тенесси Уильямса. Режиссером стала Виктория Каминская из Москвы, — ранее зрители Лицейского театра увидели поставленный ею «Оркестр».
Бланш Дюбуа в исполнении Дарьи Оклей на трамвае «Желание» приезжает к сестре Стелле, повинуясь очередному велению сердца. В маленькую квартирку в бедном районе Нового Орлеана ее манит надежда: Бланш потеряла все, и здесь надеется обрести хоть что-то. Быть может, домашний уют, родную душу?
Но почти сразу становится понятно, что сами стены отвергают ее. Простенькая обстановка, в которой, несмотря на свое благородное происхождение, живет Стелла (ее играет Анастасия Максименко), вызывает у Бланш отторжение. А вот Стелла не видит в своем положении ничего дурного: семейное гнездышко, пусть и скромное, любимый муж, хоть и поднимает сгоряча руку. На подходе — ребенок, которого она скоро подарит своему любимому Стэнли (Евгений Точилов). Лишь шагнув в этот дом, Бланш загорается уверенностью: сестру нужно спасать отсюда. Это жгучее желание в ней лишь растет, когда она видит, как Стэнли обращается с супругой.
Но — вот чудо! — Стелла совсем не хочет никуда сбегать. Речи Бланш, которая в своих мечтах видит свою жизнь и жизнь сестры как можно дальше отсюда, оскорбляют девушку. Не сумев найти в лице сестры единомышленника, Бланш загорается новой мечтой: найти приют в объятиях Митча (Александр Боткин). Его кротость и непростая участь — год за годом ухаживать за больной мамой — убеждают Бланш в том, что семейный союз с Митчем станет для нее приютом.
Со свойственной ему грубостью в судьбу Бланш вмешивается Стэнли — мускулистый Евгений Точилов воплотил его столь убедительно, что, сидя в зрительном зале, не на шутку переживаешь за находящихся на сцене женщин. Для него Бланш — посланница иного, чуждого ему мира, которая угрожает привычному, до боли простому ходу вещей. Он случайно подслушивает, как сестра его супруги рассуждает о его звериной сути, — и в скором времени получает возможность отомстить. Отыскав мрачные пятна в биографии Бланш, нисколько не заботясь о причинах ее поступков (а ведь всему виной — изломанная судьба), он наносит удар за ударом, и «оружие» на этот раз — вовсе не кулаки, которые он так любит пускать в ход. Его жестокость, в конце концов, выбрасывает Бланш за пределы реальности — ее реальности, где было возможно чудо, где было место счастью, где хотя бы иногда исполнялись мечты…
— Прикоснуться к драматургии такого уровня — это уже само по себе большое счастье. Пьеса сложная, многослойная, она о нас сегодняшних. «Трамвай «Желание» — максимально реалистичный, жёсткий. В нём отражены социальные проблемы, которые всегда меня волновали: равнодушие, самоопределение, саморазвитие, самодостаточность.
В спектакле мы будем говорить о том, к чему может привести человека отсутствие внутренних опор, об инфантильности, о том, что может сделать человек, чтобы вырваться из замкнутого круга. Готов ли он понять другого или будет просто насаждать свое? Готов ли он любить? Словом, на что он готов, чтобы быть счастливым, — рассуждает о новой постановке режиссер Виктория Каминская.
Юлия Ожерельева
https://bk55.ru/news/article/153156/
28 июня 2019 г.