Эхо прошедшей войны
Лицейский театр на празднике 9 мая
Проведение городских празднеств имеет давние традиции. В Древней Греции театрализованные представления являлись всенародным праздником. В средние века в Европе большой популярностью пользовался площадной театр – динамичный, яркий, насыщенный. В России в начале 17 в. зародился и существовал около двухсот лет, так называемый школьный театр. Тематика его сосредотачивалась на рождественском и пасхальном праздниках, школы носили богословский характер, из них возникли впоследствии духовные семинарии и академии.
Художественный руководитель Лицейского театра Сергей Тимофеев творчески подошел к освоению богатого театрального наследия, имея немалый опыт участия в городских праздниках. Вот и на этот раз его концерт-спектакль выгодно отличался от выступлений других коллективов и привлек особое внимание сотен омичей.
Театр преодолел статичность в постановке песен и декламации стихов (о танцах разговор особый), наполнил их движением и образностью. Пока артисты исполняют песню (преподаватель по вокалу Наталья Добросердова) остальные многочисленные участники изображают ее содержание в лицах. Так, поражение советских войск в начале войны символизируется взметнувшимися вверх и колеблющимися руками мирного населения, как единственной в то время защитой от ужасов войны. Падает первый ряд, затем – второй, третий, остается лишь одна фигурка, из которой потом вырастет яростное народное сопротивление. Сергей Тимофеев использует здесь песенно-театральный жанр зримая песнь, появившийся в студенческой среде Петербургского института музыки и кинематографии под руководством широко известного режиссера Георгия Товстоногова в шестидесятые годы прошлого века.
Постановка представляет собой не череду отдельных номеров, которые можно подать в любом порядке. Содержание ее драматургически продумано и выстроено с логикой перехода одного эпизода в другой. Горечь поражений начала войны сменяется гордостью и эйфорией победы, не забыты и тягостные последствия войны. Появляются вдовы в черном, сдержана пластика их движений, едва напоминающих танец. Вдовы снимают свои черные платки и повязывают на руки одной из них. Странна фигура с развивающимися черными лентами, она как засохшее дерево, как зримый обобщенный образ вдовства. Всё это тем более трогательно, что вдовы на самом деле представлены девочками школьного и девушками студенческого возрастов.
Не забыты и трагические судьбы пленных, существование которых в нашей стране многие годы замалчивалось. Звучит неслышанная ранее песня о советских людях на чужбине, а в это время трое израненных бойцов исполняют нижний брейк-данс с силовыми и акробатическими трюками на полу (балетмейстер Дмитрий Татарченко). Они не то танцуют, не то мучаются от боли душевной и физической, и, тем не менее, энергия их танца вселяет оптимизм и надежду.
В финале, как и положено, слышится жизнеутверждающий пафос. Исполняется песня «Прощай оружие», напоминая знаменитый роман Эрнеста Хемингуэя с этим же названием. Театр сумел найти песни редкие и незаслуженно забытые.
Представление оказалось зрелищным, но не развлекательным, сделанным содержательно и со вкусом. Уже только заплетенные на манер 40-х годов косы девушек, пилотки и гимнастерки на них без лишнего реквизита легко ввели зрителя в атмосферу тех лет.
Знакомые по театру артисты раскрылись в этом уличном представлении с новой стороны. Оказалось, они хорошо поют и танцуют. Среди них Наталья Виташевская, Иван Притуляк, Александр Боткин и Юлия Елфимова, исполнившие танец с элементами степа (чечетки), Игорь Коротаев, Наталья Коротаева, Дарья Оклей, Ольга Быкова, Татьяна Ходыкина, Дарья Мегдан
Спектакль передал свежесть и остроту чувств людей военных и послевоенных лет, а вместе с тем показал и собственное неравнодушие наших молодых современников-артистов к трагическим событиям Отечественной войны.
Лев Степаненко
«Новое обозрение», №30 (716) / 23 мая 2012 г.