Энергетика добра
«Арабские сказки» — так выразил свое отношение к Лицейскому театру народный артист СССР Михаил Ульянов, осматривая его во время февральского визита в Омск. И Виктор Владимирович Гульченко, известный театральный деятель, критик и режиссер, не так давно возглавлявший Академический театр, будучи в гостях, тоже отметил замечательную атмосферу настоящего театра.
Пять лет назад возник этот удивительный и ни на что не похожий организм под названием Лицейский театр. И в начале было слово, — и сказано оно было в лицее (школа № 66): «Хотим школьный театр». А что за время было? Вспомните, пожалуйста. Институты превращались в академии и университеты, школы в лицей и гимназии. И обучать детей бросились всяческим искусствам: и шахматам, и танцам, и музыке, и, конечно же, — искусству театра, наиболее полно влияющему на развитие ребенка. И чуть позже началась «арабская сказка», точнее, сибирская, когда в лицей пришли преподавать пять артистов Академического театра драмы, из которых четверо — заслуженные артисты России. Дальше — больше, трое из этих пятерых ушли из театра совсем… в педагоги дополнительного образования. Подобное можно сравнить с переходом, скажем, действующего летчика из отряда космонавтов в кружок планеризма. Правда, при лицее имелось старенькое, обшарпанное двухэтажное здание, а у новоиспеченных педагогов дополнительного образования имелось неукротимое желание сотворить настоящий, профессиональный детский театр. И у директора школы, и у властей города, которые взяли на себя все финансовые расходы, и, главное, у художественного руководителя театра, заслуженного артиста России Вадима РЕШЕТНИКОВА, с которым мы сейчас беседуем в просторном кабинете нового, скорее напоминающего пасхальное яйцо или игрушечный храм, театра. Если чего-нибудь желаешь по-настоящему, оно обязательно случится.
- Так чем же отличается Лицейский театр от прочих?
— А люди у нас работают себе на радость и зрителям в удовольствие, работают, пока есть «праздник души». И знают, что — кончится этот самый праздник, никто, так сказать, не будет их бить «ногами по голове и душить подушкой». У них всегда есть возможность выбора. И люди сюда приходят, как правило, не потому что им идти некуда, а по зову души. Все же настоящие театры возникли в любви, в творчестве и в свободе. А теперь оглянись вокруг и скажи, много ли у нас театров, живущих так?
— Отличный вопрос, пусть каждый причастный к театру человек ответит на него сам.
— Правда, смотри, если в каком-либо сурово-профессиональном театре выпуск спектаклей поставлен на поток, если артист идет на службу с тяжелым вздохом и опущенными плечами, а выходит: «Слава Богу, закончилось», — то, хочешь не хочешь, все это сказывается на энергетике его творчества. А там, где идет использование артиста до самого последнего предела, где нет настоящей творческой атмосферы, там и энергетика спектакля черная.
— Самодеятельный театр, говорят, достигает вершины к своему пятилетию и потихоньку угасает. Профессиональный театр жив одним поколением: уходят лидер и сформированные им актеры — и театр начинает рассыпаться. Лицейский театр, такое очень тонкое соединение любительства и профессионализма, живет уже пять лет.
— Правильно, пять, и рассыпаться не собирается. Конечно, нужно следить за тем, есть динамика или нет. Давай глянем: в репертуаре шесть спектаклей и на подходе еще два. За 1998 год мы сыграли 162 спектакля, хотя план был 95. Билетов продано 16 440. План — 12 тысяч. Это голые цифры. На детские спектакли билеты проданы на два месяца вперед. Притом к нам, как обычно принято в театрах, «школами» не ходят. Уполномоченные пробовали было водить зрителей классами — и мы с ними быстро расстались. Сейчас больше 10 человек из одной школы, к тому же сидящих в разных местах, не бывает. А когда эти «могучие кучки» рассыпаны по залу — нет возможности превратиться в стадо, и дети начинают нормально воспринимать спектакль. Театр не может быть нейтральным, он творит или добро, или зло. Хочешь ты этого или нет, театр — оружие, которое воздействует на психику человека и может привить ненависть к искусству. А хотелось бы совершенно противоположного.
— Ладно, в театре сплошь молодые, красивые, светлые люди, да? Но ведь в пьесах есть еще возрастные роли. Как тут быть?
— Скажи мне, кого в театре всегда – не хватает? Правильно, молодых артистов. А у
нас окончат школу уже обученными. Ну и что, если по прошествии времени кто-то уйдет в другую профессию, место займут следом идущие. Такая вот «проточная вода» — это же постоянная молодость театра и свежесть восприятия мира. Это ведь передается зрителю! Пусть они меньше умеют, но зато эмоционально зритель получает значительно больше. А театр для чего? Для умствований? Или все-таки для чувств? Да какая мне разница, что оканчивали актеры, если зритель после спектакля выйдет светлее лицом и добрее к людям! Да, у нас нет пожилых актеров и появятся ли они — не знаю. Зато есть чистая энергия молодости.
Сегодня у нас получают зарплату 12 актеров. Это те, кто «тянет» репертуар. Все остальные — любители. Если кто-то из этих 12 человек «осядет» в театре, пусть даже не все (не всегда же будет актерская зарплата такой смешной!), то это будет хорошее, крепкое среднее звено. Да плюс к ним всегда яркая, талантливая молодежь! Какой театр от такого откажется?
- Кроме актеров, профессионалов и любителей, есть еще и театральный клуб?
- Такая классная вещь — этот клуб любителей театра. Что они там делают? Читают стихи, поют, изучают театральное наследие, репетируют, просто разговаривают о жизни и при этом постепенно раскрывают свои совершенно разнообразные таланты. Сейчас в клубе 70 человек, мы же никого не выгоняем. И все спектакли у нас обслуживает клуб. Они и в раздевалке, и программки продают, и зрителей рассаживают. Все молодые, красивые, улыбающиеся. Они никому и ничем не обязаны и тем не менее делают доброе и значительное для театра дело.
Сергей Тимофеев
«Нос», 4 марта» 1999 г.
Голос из зала:
«Из всех омских театров я особенно выделяю Муниципальный Лицейский театр. Сама его атмосфера располагает к доверию. Маленький, уютный – я его очень люблю. На сцене играют молодые ребята: талантливые и искренние. Наверное, они бы никогда не собрались вместе, если бы не Вадим Станиславович Решетников – художественный руководитель…»
Ирина САМОТУГА, 16 лет, Омск
(Из читательских ответов на нашу анкету «Мы и театр»)