Чтобы люди не ходили по кругу  

 

Лицейский театр представил омскому зрителю новую работу – постановку «Ивонна, принцесса бургундская». Кто ее герои и чем они интересны нашим современникам?

 

Пьесу называют театральным хитом последнего десятилетия. Переведенная на 16 языков, она входит в репертуар многих театров мира. А написана она в 1938 году поляком Витольдом Гомбровичем, ставшим одним из самых знаменитых писателей-авангардистов 20 века. В его произведениях, как пишут литературоведы, смешаны абсурд, горькая ирония и бунт человека против любых форм власти, подавляющих его свободу. Пьесу Гомбровича можно прочесть, как философскую притчу, как антифашистский памфлет, как социальную сатиру. А значит, она современна и актуальна. Тем более, сегодня, когда в центре Европы идет война и культивируется возрождение фашизма.

Еще в феврале, будучи гостем нашей газеты, художественный руководитель театра Сергей Тимофеев поделился задумкой поставить пьесу с режиссером и преподавателем Варшавского института театрального искусства Анной Дзедич. Когда по разным причинам личного характера пани Анна приехать в Омск не смогла, Сергей Родионович взялся за постановку сам.

Сказочное королевство. Королевская чета (Игорь Горчаков, Дарья Оклей) правит, принц (Иван Притуляк, Игорь Коротаев) с друзьями (Александр Боткин, Георгий Охотницкий) и придворными красавицами (Наталья Коротаева и Ольга Охотницкая – в роли Изы, Светлана Позднякова – первая дама, Дарья Завьялова – вторая дама) развлекается, камергер (Евгений Точилов) следит за порядком во дворце… Все по правилам, понятно и объяснимо. Но благополучное на вид королевство на самом деле тяжело больно, ибо глубоко безнравственно. И это, как переводная картинка, становится все яснее, когда волей случая в жизни принца появляется странное существо – молчаливая девушка, не такая как все. Не так выглядит, не так ходит, не так смотрит. Они пытаются превратить ее в свое подобие, но – тщетно.

Актеры играют фарс, они провоцируют зрителя на веселье, вызывают смех, но он быстро затухает. Зритель озадачен: почему Ивонна почти все время молчит, не отвечая на вызовы, унижения, оскорбления? Можно вести себя с ней как угодно гадко, подло, дерзко, цинично. Ивонна (Мария Токарева, Юлия Сапфирова) – этот трепетный мотылек, летевший на свет и тепло, заставляет их мучиться, копаться в себе, обнажая червоточины. Никто не желает, чтоб эту червоточину увидели другие, и вот каждый уже хочет лишить Ивонну жизни.

На маленькой лицейской сцене бурлят страсти, бесчисленное множество вопросов повисает в воздухе. И главный: что дозволено, все ли и вообще дозволено ли? Готовых ответов никто не предлагает. В финальной сцене все лицемерно опускаются на колени перед безжизненным телом невинной девушки… Или перед совестью, чистотой? И страшным смыслом вдруг наполняются негромкие слова Ивонны: «А так без конца. Так по кругу».

Актерский ансамбль настолько выразителен в воплощении режиссерских задумок, что зрителю скучать не приходится. Образы рисуются широкими мазками, не только словом, но и пластикой, каждым отточенным движением. Органично вплетены в рисунок спектакля танцы в прекрасном исполнении лицеистов. Оформление сцены, предложенное художником-постановщиком Мариной Шиповой, помогает зрителю разгадывать смысл разыгрываемого действа.

У спектакля столько граней, что каждое представление позволяет актерам продолжать поиск выразительных средств и смысла, а, значит, думающего зрителя – не потребителя комиксов и мыльных сериалов – всегда ждут открытия.

Татьяна Журавок

«Красный путь», 10 декабря 2014 г.