Четвёртое измерение. «О закулисных байках, магии театра и эгоизме»
«Магия театра – это когда ты на сцене замолкаешь и чувствуешь, как у зрителей сердца бьются, — говорит омский актёр Евгений ТОЧИЛОВ. – И почему так происходит, никакой наукой не описано».
О магии театра, культуре и международном языке искусства Евгений ТОЧИЛОВ рассказал в интервью «АиФ в Омске». В июне исполняется ровно 15 лет с того момент, как студент-физик оказался на сцене Лицейского театра.
Актёр-строитель
— Евгений, у Вас довольно странная актёрская история. Вы же практически просто мимо проходили, так ведь?
— В театр меня привёл Евгений Бабаш (режиссёр-постановщик Лицейского театра – Ред.). Причём не меня, а моего друга Михаила, который замечательно поёт и играет на гитаре. Бабаш в то время набирал у нас в ОмГПУ молодых актёров и сказал Мише: «Приходи к нам, у тебя прекрасный голос!». Я в тот момент стоял рядом, и Бабаш добавил: «Ну и друг твой пусть тоже приходит». С этого всё и началось. Если честно, я очень стеснительный человек, и актёром быть никогда не хотел. Когда же попал в Лицейский театр, то увидел своих сверстников, которые на сцене из обычных парней превращались в героев.
— Это правда, что первая роль Вам досталась после того, что Вы очень громко прочли стихотворение?
— Мой первый спектакль — «Скифы». Я тогда занимался в Клубе Лицейского театра, ходил на все репетиции, знал все слова и перемещения актёров по сцене. Однажды один парень на репетицию не явился, и режиссёр попросил меня временно заменить актёра. Я в этот шанс вложился на 250% — так прокричал стихотворение, что вся труппа была в шоке. Ко мне ещё полчаса после этого подходили люди из театра и говорили «Молодец!».
— Однако через несколько лет Вы всё бросили и ушли из театра на стройку. Сцена потеряла своё очарование?
— Когда ты только начинаешь работать на сцене, очень хочется сразу сыграть гениально, но опыта не хватает. Я старался, у меня не получалось, а для актёра нет ничего страшнее, чем отсутствие реакции зрителя. Тогда для меня это было трагедией, и я решил уйти. На стройке я проработал два года. Зарплата хорошая, но мне было дико скучно. Из театра я тогда уволился, но в некоторых спектаклях, где не нашли мне замены, ещё играл. И в тот момент, когда я перестал стараться, начал понимать суть ролей. Партнёры шутили: «Может, тебе сразу надо было со стройки начинать?».
— Играть по 20 спектаклей в месяц – это так же тяжело, как таскать кирпичи на стройке?
— Физическая усталость бывает. Но особенность актёрской профессии в том, что если хорошо работаешь, то энергию тебе отдаёт зритель. В этом случае ты от спектакля не устаёшь. Если контакта со зрителем нет, то даже после лёгкого спектакля кажется, будто ты вагоны разгружал. Я играю хорошо, и поэтому не сильно устаю (смеётся). Театральное действо — это диалог, в котором сталкиваются два мира — зритель и актёр. Если актёр живёт на сцене, он создаёт уникальную атмосферу, в которую зрители погружаются и начинают вместе с актёром существовать в каком-то четвёртом измерении.
«Эгоизм-это нормально»
— Казусы во время спектаклей часто случаются? И что делать актёрам, если отрепетированное действие срывается прямо перед зрителями?
— Неожиданностей много. Как-то раз мой коллега так сильно готовился к выходу и настолько глубоко погрузился в материал, что просто забыл выйти. Мы с партнёром как могли тянули время, и зритель не понимал, что происходит, так как наш диалог в этот момент представлял собой набор несуразных междометий. В самый пиковый момент партнёр выдал сакраментальную фразу: «Я не знаю, что мне делать!». И в эту секунду мы услышали долгожданные шаги за сценой. Один из самых сладких звуков в театре – это когда опаздывающий актёр несётся по коридору. Иногда артисты заговариваются на сцене; тут главное — сохранить лицо. Потому что, если идиотскую улыбку получается сдержать, то слёзы от смеха текут.
— В жизни актёрским талантом часто пользуетесь?
— Актёрское мастерство – это не только умение играть на сцене; это умение наблюдать за людьми. Если ты можешь понять, почему человек ведёт себя так или иначе, ты легко найдёшь к нему подход.
— Говорят, что сцена вырабатывает не только умение разбираться в людях, но и эгоизм.
— Здоровый эгоизм – это нормально. Человек должен себя любить. Многим талантливым людям часто мешает добиться успеха именно то, что они себя не очень любят. Эгоизм плох, когда ради себя любимого человек ломает всё вокруг.
«Хамы есть везде»
— Евгений, за 15 лет сцена Лицейского театра не наскучила? Вокруг столько возможностей, и странно ограничивать себя одним театром или городом.
— Я не стремлюсь уехать куда-нибудь в столицу. У меня здесь хорошая работа, зрители, которые приходят на спектакли и которым я нужен. Я это чувствую. Срываться куда-то и бежать? У меня нет такого желания, так как в Омске ещё не сделано столько, что ближайшие 30 лет можно спокойно работать.
— Почему тогда большинство омичей с криками «о, этот депрессивный регион» хотят уехать отсюда?
— Это естественное желание человека: искать место, где лучше.
— Может, москвичи были правы, когда в недавнем исследовании о вежливости в стране признали Омск городом, в котором живут хамы?
— Хамов хватает везде. Жить можно хоть где, и жить можно хорошо. Вспомните, как у нас в стране люди получали нищенские зарплаты, но все при этом отлично относились друг к другу. Сейчас благосостояние населения улучшилось, но приоритеты поменялись. Если, к примеру, у тебя нет «Мерседеса», то ты ничтожество и неудачник. Эта «хромая» культура распространяется как раз из Москвы. Ведь как нам внушается: если ты талантливый, то пробьёшься в столице. Что, талантливые люди только там, а всё остальное население в регионах просто расходный материал? Ничего подобного! Люди вокруг себя сами делают пространство. У каждого человека своё счастье.
Ольга Минайло
«Аргументы и Факты в Омске» №26 (1755) / 25 июня-1 июля 2014 г.
Досье
Евгений ТОЧИЛОВ, актёр Лицейского театра с 1999 года. Помощник режиссёра и художественного руководителя коллектива. Неоднократно становился лауреатом областного конкурса-фестиваля «Лучшая театральная работа». В 2013 году получил премию им. народного артиста СССР А. И. Щёголева «Лучшая мужская роль» — за роль Маскариля в спектакле «Шалый».