Целую Ваши руки…
У каждой женщины — хоть раз в жизни должен случиться эпистолярный роман. Только это должны быть настоящие, бумажные письма в настоящих конвертах с марками. Потому, что их можно перевязать шелковой ленточкой и хранить долго-долго…
Одни называли его бабником и дамским угодником, другие — делягой и бизнесменом, третьи — гениальным режиссером и основоположником нового омского театра. Для Анны же, которая никогда особой театралкой не была, — Вадим Станиславович Решетников был просто Мужчиной, который писал ей Письма. Без чинов и регалий.
Их миры почти никогда не пересекались. Только письма и редкие встречи, которые можно сосчитать по пальцам.
«Здравствуйте, Анна! Начало мне удалось, верно? Честно говоря, я не очень уверен, что это письмо Вы получите, т.к. я могу его не отправить, или — что вероятнее — Вы не захотите поехать его получать. Простите, что погнал Вас на Главпочтамт, на другой адрес я писать бы не решился. Точно ответить на вопрос, зачем я это пишу, я не смог бы. Наверное, у меня самого есть желание понять, что же между нами происходит. Не очень у меня это получится, наверное, так как писем я писать не умею, не очень часто приходится мне это делать — телефон всё больше, — да и предмет «исследования» неподатливый. Одно я могу обещать: всё, что будет написано, всё — правда. Как бы не хотелось соврать иногда.
Очень хорошо, что Вы есть на свете, и очень хорошо, что я Вас встретил — это несомненно. Больше ничего бесспорного в этой, странной для меня самого истории, нет. Дело в том, что я давно уже никого не люблю и, наверное, уже никогда не смогу этого сделать. И дело не в цинизме — его в моей душе нет, надеюсь. Просто всё, что могло быть, -уже было. И ничего нового, скорее всего, в моей жизни уже не случится. И всё же я думаю о Вас очень часто, и — как видите — пишу!
Мне очень трудно в последнее время разговаривать с людьми, я всё время думаю, что всё, что мне можно было сказать миру, я уже сказал. Да и вообще, ничего нового в мире не происходит — одни сплошные повторения — до смешного. Так я думал до встречи с Вами. Это удивительно, но с Вами, почти с незнакомым мне человеком, мне очень легко беседуется. Вы умеете слушать, и я почему-то совсем не боюсь быть смешным, общаясь с вами. Мне хотелось бы поближе познакомиться с Вами, но… увы, не получается. Вы сами всё отлично знаете. Но мне приятно просто думать о Вас. Мысли, которые Вы рождаете, волнуют очень эгоистично — эдакие размышления амурного эгоиста. Не злитесь, пожалуйста. Когда я ловлю себя на этом, мне становится стыдно, и я понимаю, что банально «охмурять» Вас я не буду, так как, скорее всего, потерплю поражение. Надеяться же на то, что Вы сами проявите инициативу, тоже не приходится. Скорее всего, наши отношения замерзнут в той позиции, в которой они находятся сейчас. И в то же время я пишу Вам это письмо — давно такого не было, я даже не припомню, когда это было вообще. Я даже не уверен, нужно ли это всё Вам, ведь вы замужем, и, по-видимому, счастливы, а я… Знаю только, что я не хотел бы оставить о себе плохую память, мне не всё равно, что вы будете думать обо мне потом. Вот так. Если захотите написать мне — можно до 31 мая в Алма-Ату или до 1 июля в Кишинев — до востребования, мне. Наш театр там на гастролях. Я зайду на Почтамт, на всякий случай. Правда, я не знаю, что можно ответить на это письмо. Целую Ваши руки. С уважением, Ваш В.Р.»
«Приветствую Вас, дорогая моя! Начну безо всяких изысков, так как давно понял, что в эпистолярном жанре мне не переплюнуть Вас никогда и ни за что! Думаю, что это начало комплекса неполноценности и других негативных явлений. Может быть, это возраст? Всё же, как ни крути, 20 лет разницы между нами. А 20 лет — это поколение. А вы еще до сих пор не плюнули на меня и продолжаете радовать своими письмами!
С получением Ваших посланий у меня тоже случилась забавная история. Вчера, 19-го, я получил Ваше письмо, и долго ничего не мог понять. Тем более что читал в автомобиле — ехали с друзьями, они у меня «буржуи», при автомобилях, — от нетерпения не мог дождаться более удобной обстановки. После второго прочтения — уже в ресторане, куда и ехали, я усек, что, по всей видимости, это второе письмо, а первое я, очевидно, не получил. Вы знаете, было ОЧЕНЬ обидно! Первый порыв — написать Вам и попросить продублировать недополученное письмо, но потом взял себя в руки и решил подождать пару дней — может быть, оно объявится.
А сегодня утром — стук в номер, и горничная говорит: «А вам письмо!» — и подает конверт. Отделение связи находится на первом этаже гостиницы, поэтому всё просто. Я очень радовался! Причем до такой степени, что бросил все дела, и вот сижу — отвечаю. А писать я, как Вы уже знаете, страш-ш-ш-шно не люблю! Да и почерк, как видите, не каллиграфический…
Огромное спасибо за два письма сразу. Огромное! Наверное, Вы подумали сейчас: «Вот дурак!», но я постараюсь объяснить Вам, почему именно «спасибо», а не какое-то другое слово. Все мы очень одиноки, в сущности. Каждый замкнут в себе и на себя, какой бы публичной профессией он ни занимался. Но каждый хочет по отношению к себе прямо противоположного — то есть безоглядной отдачи и щедрой нежности без расчета и корысти во всех ее проявлениях. И в этих дурацких «ножницах» человек живет и удивляется, почему ему так плохо. А в ваших письмах — в каждом — я чувствую намек на абсолютное бескорыстие и полную самоотдачу без арифметики. Вы пишете не по правилам, рискуя оказаться беззащитны, и не боитесь этого. Сразу хочется верить, что нужен кому-то как ЦЕЛЬ, а не как средство для достижения каких-то других целей. И от того, что в душе поселилось сознание незаменимости, что есть человек, способный на поступки за и из-за тебя, становится так хорошо и тепло на душе, что хочется благодарно заплакать у Вас на плече и сообщить, что меня никто никогда не понимал и т. д…. Когда я вернусь в Омск, то обязательно постараюсь проделать это, обещаю! Пожалуйста, найдите для меня чуточку времени…
Я соскучился! Анька, дорогой мой человечек, не хворай, не мотайся больная по городу — береги себя. Ты нужна советской системе народного образования, как библиотекарь, и мне лично, как человек! А еще я очень боюсь того, что пройдет какое-то время и Вы (или я) вдруг увидите, что форма не соответствует содержанию, что запас нового и неожиданного истощился и дальше эволюционировать некуда. Тогда наступит скука — это очень страшно, я знаю, поверьте мне. А вот как сохранить праздник, как его хотя бы растянуть, я не знаю. Может быть, подумаем вместе? Если Вам интересно — я записал на радио моноспектакль по Пушкину — «Дон Жуан». Надеюсь, Вы любите Пушкина. Целую Ваши руки. Ваш В.Р.»
«Здравствуйте, Аня! Как бы я хотел иметь возможность взять Вас за плечи, встряхнуть как следует и сказать: «Ну и валенок же ты, Анька!» Вы нарочно хотите меня обидеть, я так надоел вам своими письмами? Или Вы их просто невнимательно читаете?
До того сложное впечатление оставило у меня ваше последнее письмо, что два дня не садился за ответ. Всё время было ощущение, что или я что-то не понял, или Вы не очень стройно и последовательно излагаете свои мысли. Но буду отвечать на то, что я понял, или — мне показалось, что я понял.
Комплексы — это бич божий, карающий нас за алчность и глупость. Человек мудрый свободен и счастлив. Я не знаю, чем мудрые люди Вам не угодили. Цель жизни — это, наверное, поиски гармонии. А когда эти поиски заводят в тупик, становится страшно. Вот о чем я писал, но, наверное, недостаточно внятно.
Следующее. Истинную и горячую благодарность можно заслужить только за хлеб. Пряник — это уже роскошь, а благодарность за роскошь никогда не бывает искренней.
Меньше всего я заботился об оригинальности. Просто я очень боюсь быть Вами неправильно понятым, и только забота о точности вела меня, когда я писал вам предыдущее письмо. Но, как видите, не преуспел и оставил возможность неверного истолкования, в чем и прошу у Вас прощения.
И последнее. Эпистолярный роман — это, конечно, удивительно интересно и открывает перед нами совершенно удивительные возможности в плане человеческих взаимоотношений. Бездна вариантов! Во-первых, можно писать, а во-вторых, можно НЕ писать! Но в связи с определенной интеллектуальной ограниченностью меня такая перспектива греет недостаточно. Два года переписки — и всего несколько личных встреч! А если Вы мне нужны немедленно, сейчас, сию минуту?
И, наконец, общее впечатление. Вы действительно меня забываете или уже забыли. Очень жаль! Самое страшное, что я не могу Вас в этом обвинять, — никаких обязательств Вы на себя не брали и клятвопреступницей Вас никто, даже самый кровожадный, не назовет. Сдается мне, что желание эпистолярного романа продиктовано для вас именно этим условием. Если это действительно так, то тогда, наверное, не надо ничего…
Спасибо, что не забываете мою маму, она очень привязалась к вам за время моего отсутствия.
Сейчас перечитал письмо и пришел в ужас, что Вы можете обидеться на меня и прекратить даже переписку со мной. Анька, милая, не делай этого, пожалуйста. У меня явные признаки депрессии, так что прости старого дурака!
Взамен я обещаю, что постараюсь, как и обещал Вам, всё-таки наладить свою личную жизнь. Может быть, тогда мы лучше начнем понимать друг друга. А пока… Видимо, права пословица: «Сытый голодного не разумеет».
За сим прощаюсь, надеюсь, что ненадолго! Целую Ваши ручки!
Ваш несчастный В.Р.»
Эта переписка прекратилась, когда Вадим Станиславович женился на одной из своих учениц из Лицейского театра.
За год до смерти Вадим Станиславович случайно встретил Анну на улице. Тогда они проговорили до позднего вечера в его кабинете в Лицейском. А 15 февраля 2007 года в СМИ сообщили о кончине главного режиссера Лицейского театра. Анна приехала в Лицейский, когда гроб с телом Вадима уже увезли на кладбище. Две розы — алую и белую она поставила в вазу, стоящую в фойе театра перед портретом Мастера.
Альбина Данилова
«НОС», №8 (025) / 3 марта 2009 г.