Фестивали хорошие и разные
Надежда Александровна Таршис — известный театральный критик, профессор Санкт-Петербургской академий театрального искусства, составитель книг «А. Гвоздев. Театральная критика» и «П. Громов. Написанное и ненаписанное», автор книги «Музыка спектакля», а также множества статей по истории и практике современного театра. Минувшей осенью она была приглашена в Омск на юбилейный фестиваль ТЮЗа. Предлагаем вашему вниманию интервью, в котором Надежда ТАРШИС делится своими впечатлениями от омского фестиваля «Жар-птица».
— Надежда Александровна, Вы активно занимаетесь театральной критикой с середины 1970-х годов. На ваших глазах, с начала 1990-х, театральная ситуация резко изменилась. На смену традиционным гастролям репертуарных театров пришли разнообразные фестивали, на которых Вы часто работаете как эксперт и член жюри. Что, на Ваш взгляд, получили театры? Что приобрела театральная публика?
— Всё это на виду, на глазах одного поколения, и вещи очевидные. Вместо полновесного романа с отдельным театром горожане получают разнообразное предложение, своего рода клиповое знакомство с более широкой театральной ситуацией. Театральный тонус города повышается, собственные театры также втягиваются в орбиту (особенно те, что инициируют фестивали), и местные театралы чувствуют себя «в законе», пополняют свои ряды. Самосознание театра становится активнее, это начинает влиять на театральный процесс. Поэтому можно сказать, что фестивали служат кровоснабжению в системе нашей театральной жизни.
Есть и разнообразная фестивальная жуть. Чудесный спектакль, вынутый из родной среды, всегда много теряет на чужой фестивальной сцене. Иногда потери катастрофические. И вот тут начинается фестивальная логика: ищутся по театрам собственно «фестивальные» спектакли. Феномен «фестивального» спектакля — вполне искусственная вещь. Ударный, усвояемый в калейдоскопе фестивального «нон-стоп», с чёткой «картинкой», отвечающей моде — на пьесу ли, на режиссёра. Театру, живущему не одним сегодняшним днём, такая установка на заведомый, регламентируемый результат, чужда. А город ждёт от своего театра лауреатства; критерий победного участия в фестивалях начинает портить отношения, как квартирный вопрос. Получается: чем тоньше работа, чем органичнее связан спектакль со своей культурной почвой, тем менее пригоден он для фестивального проката. На фестивале типа «Золотой маски» конкурентноспособная броскость объективно, вне чьей-то злой воли, начинает править бал.
— Чем разнятся фестивали, на которых Вам приходилось работать?
— Мне нравится в фестивальной жизни именно её многоукладность. Это сети разной структуры и разного калибра, и сюда всё-таки может попадать хорошее и разное. Замечательно, когда фестиваль может заполучить действительно спектакль-событие, который останется в культурном опыте поколения. Но интересен и сам феномен театрального праздника в городе. Про «Золотую маску» я упомянула. Её статус высок, но из позолоченных ячеек этих сетей выскальзывают индивидуальные сценические высказывания, особенно из «глубинки». «Маска» настроена на «верняк». Региональные подобные конкурсы — «Золотой софит» в Петербурге, «Браво» в Екатеринбурге, «Парадиз» в Новосибирске — уже неотъемлемая часть театральной жизни. У этих фестивалей свой тот или иной «баланс» объективности, и, скажем, «политеса»; но театральный адреналин в городе, усиление интереса зрителей к театру и театров друг к другу — стоящая вещь.
Многочисленные фестивали «по профилям», по жанрам, адресности, формату и такие, как фестиваль театров малых городов, или как омский, «Молодые театры России», на мой взгляд, самая удачная категория фестивалей. Собираются театральные люди, объединённые общим творческим интересом. Как правило, здесь параллельно развита целая программа круглых столов, дискуссионных клубов, семинаров. Мне приходилось бывать на фестивалях типа «Театр без границ» (при В.Я. Калише это было неуёмное буйство театра: две недели по три спектакля в день с обсуждениями) — и на минималистском, притом международном, «фестивале одной пьесы» (удачная затея Петербургского Молодёжного театра). Увидеть свой театр в новом контексте, войти в контакт с братьями по театральному разуму — очень неплохо. Конечно, когда театр приезжает за много вёрст на фестиваль, репетирует, играет и тут же, по экономическим соображениям, отправляется обратно, не увидев соседей по афише — теряется основной смысл театрального праздника.
По моим наблюдениям, на фестивалях-конкурсах номинанты чаще всего не менее, а иногда более интересны, чем лауреаты. Именно «лица необщее выраженье» не подвластно никакому голосованию. И будь моя воля, я бы делала больший акцент на номинантах, — чем пренебрегают на так называемых «торжественных церемониях закрытия».
В уходящем году я работала на девяти фестивалях: «Пушкинский театральный фестиваль» во Пскове, «Золотой софит», «Театры Петербурга-детям», «Радуга», «Арлекин», «Встречи в России», «Балтийский дом» в Петербурге (последний фестиваль был монографическим: батарейный залп сокрушительной силы — спектакли и видеоретроспекция Эймунтаса Някрошюса); «Жар-птица» в Омске, «Семь спектаклей» в Кемерово, «Рождественский фестиваль» в Новосибирске. У каждого фестиваля своё лицо: уже одно это говорит о жизнеспособности фестивального движения.
- Какие впечатления остались от «Жар-птицы»?
- Во-первых, чудесная атмосфера, чуждая дурного соперничества; участие в обсуждениях совсем юных «жар-птичек». И безоговорочно яркое художественное впечатление — «Летняя поездка к морю» по сценарию Юрия Клепикова в постановке Владимира Ветрогонова. Я увидела эту постановку ещё на видео, когда отсматривала спектакли как эксперт для прошлогодней «Радуги». Спектакль прошёл, но театр сам снял заявку из-за технических трудностей с переносом на чужую сцену. Постановка Ветрогонова вписывается в тот особый ряд постановок по прозе о войне, где есть замечательные любимовские « А зори здесь тихие». Но это и новый этап. Здесь мастерски совмещены два плана, экстремально-военный и детский, «мирный». Причём первый план приближен к зрителю, который сидит на сцене. Это психологически выразительные сцены, но они и ритмически, пластически проработаны. Здесь рисунок не драматического повествования, но притчи. Второй план — сценическая графика, «наплывы» мирного детства: лагерь у моря, щемящая россыпь белых панамок в черноте зрительного зала. Оба плана контрапунктно соотнесены. Былая безмятежность
щемяще миражна; драматическое напряжение первого плана, в свою очередь, получает особенный сверхсюжетный объём.
«Жар-птица» заявила о себе, как фестиваль-слёт. Омский ТЮЗ просто «пригласил в гости друзей» на своё 70-летие. Обошлись без «экспертного совета», отбирающего программу, а уровень привезённых спектаклей (Томск, Челябинск, Новосибирск, Мариинск, Банрнаул, Екатеринбург, Москва), оказался совсем неплох. Нкакого жюри — но ежедневные обсуждения кажется, и содержательны, и дискуссионны, без лишнего соревновательного нерва. Главное же – толстовская триада, вынесенная в эпиграф фестивальной программы. При всей своей жанровой широте фестиваль показал, что «Детство. Отрочество. Юность» — это драматичные фазы становления души со своей глубокой метафизикой, и это вполне театральная материя.
— Как истинно театральный человек, выносливый эксперт и закалённый критик, Вы искали театральных впечатлений всюду, где их можно найти. В день вылета в Питер успели посмотреть черновой прогон премьерного спектакля в Лицейском театре «Зима под столом» Ролана Топора. Какое осталось «послевкусие», Надежда Александровна? — Лицейский театр, кажется, умеет «зацепить» за живое. Однажды я видела тут «Татарина маленького» в постановке Вадима Решетникова. Режиссёру удалось уловить очень важное: абсурдистскую зыбкость, в сущности, экспериментальной драматической ситуации. Это качество было оценено публикой и жюри фестиваля «Рождественский парад», который ежегодно проводится в Санкт-Петербурге.
«Зима под столом» Сергея Тимофеева — совсем свежая премьера, спектаклю ещё предстоит «настояться», набрать дыхание. Но это чудесный репертуарный выбор. Вновь странная, экспериментальная, едва не анекдотическая ситуация, великолепно высвечивающая конфликтные узлы человеческих отношений в современном мире. Квартет актёров, я думаю, ещё наберёт силу. Уже сейчас махонькая Лицейская сцена сводит эти типы в дуэты и трио. Ведь тут в основе едва ли не Коломбина со своими Пьеро и Арлекином. Причём Арлекинов двое, и один оказывается ложным.
Главная фигура этой своеобразной современной арлекинады, конечно, героиня, и актриса Лидия Точилова просто радует пониманием своих непростых задач в спектакле. Она и пластична, и намеренно чётка в «переключениях» образа — от сдержанно-корректной хозяйки положения скоро не остаётся и следа.
Пьеса хороша, но каверзна. Малейшая сдача режиссёрской позиции, поползновение просто обслужить сюжет отомстит дешёвой мелодраматичностью. Театр явно имеет вкус к жанру «параболы», играет с материалом, ни секунды не настаивая на буквальности происходящего — начиная с лаконичной, как книжная заставка, декорации.
Вообще, Вы правы, говоря о неуёмности театральных критиков. Театр жив, несмотря ни на что. И в этом хочется ещё и ещё раз убеждаться. Потому и смотришь, смотришь…
Беседу вела Светлана Нагнибеда
«Омск театральный», №11 (33) / декабрь 2007 г.