У лицейских собственная гордость – для них театр больше, чем театр
Итак, Лицейский театр завершил 25 мая 2000 года свой шестой сезон. Три из этих шести закрывались в стенах изумительно изящного здания, без преувеличения, ставшего омской достопримечательностью. Символично, что буквально накануне последнего в сезоне театрального вечера сюда наведались столичные гости — участники Всероссийского фестиваля телевизионных программ о театре, ведущие популярных телепрограмм на канале РТВ «Фрак народа» и «Театр + TV» — и были просто поражены увиденным.
Судя по всему, визит этот будет иметь приятные для Омска последствия. Вполне возможно, о Лицейском театре узнают и в других городах России.
Но хотелось бы несколько слов сказать о спектакле, которым театр попрощался со своим зрителем до 7 октября. Это дата рождения самого театра, и стало уже незыблемой традицией открывать новые сезоны именно в этот день. В такой приверженности и уважительности к собственной небольшой истории мне видится перекличка с другими лицеистами — знаменитого царскосельского пушкинского набора. Действительно, пример, достойный подражания.
Теперь вернемся к вечеру 25 мая. На сцене Лицейского театра — «Дама Привидение» Педро Кальдерона де ла Барка, обозначенная в программке как «сон с одним антрактом». Вероятно, самый романтичный и эффектный спектакль этого театра. Как тут не вспомнить извечную подростковую влюбленность во всех испанских идальго, благородных, гордых и страстных. Мантильи и веера темнооких красавиц с дуэньями и служанками. Звон шпаг, томленье взоров и тайные свидания. Уж не одно поколение девчонок и мальчишек вздыхало о возвышенной любви, о благородных поступках и верной дружбе. И надо заметить, впитав все это в себя с детства, они и выросли достойными людьми, с цельными нравственными принципами и основательными моральными устоями. Как подобного не хватает сегодняшним молодым!
Так что обращение к драматургу, одному из самых талантливых представителей испанского литературного барокко — это не только погружение в далекую от нас экзотику, но и мощный воспитательный фактор и для самих актеров, и для зрителей. И те и другие молоды, живут в несклонном к сантиментам технократическом обществе и особенно нуждаются в здоровой романтике.
Бессмысленно пересказывать сюжет «Дамы Привидения», он замешен на лучших принципах комедии-интриги, с подчеркнутыми трактовками чести, верности долгу и даме сердца. Но нельзя не сказать об удовольствии, которое доставляет игра лицеистов. Умение выразительно и внятно произносить поэтический текст, безукоризненные манеры, которым не грех позавидовать и профессионалам, хорошо выстроенные сражения на шпагах, умение носить непривычно пышные наряды. Это лишь беглое перечисление достоинств артистов.
Центральный сюжетный дуэт спектакля — Дон Мануэль (Вениамин Скосарев) и его слуга-пройдоха Косме (Олег Малицкий) — невероятная гамма человеческих отношений, прямо-таки магически действующая на зал. Две прелестные подруги Донья Анхела (Ольга Маркина) и донья Беатрис (Лидия Заломова), в которых сразу влюбляются и зрители. Братья дон Луис (Александр Каплин) и дон Хуан (Евгений Бабаш) — две полюсные личности, с интересным соединением льда и пламени. Умопомрачительная служанка Исавель (Софья Ткаченко) и скромница Клара (Наталья Мельникова).
По-испански стремительный ход событий в спектакле нашел свое решение остроумными хореографическими перебивками (Гурии—Мария Шпакова и Ирина Метлеченко). Даже вполне статуарные Мавры (Василий Савинцев и Роман Буллер) вносят свой комично-экзотический нюанс.
Так что отдадим должное постановщику этого очаровательного спектакля заслуженному артисту России Вадиму Решетникову, получившему на недавнем конкурсе театральных работ специальный приз жюри «Свое дело». И пожелаем театру и его руководителю всегда идти по курсу творческих удач.
Л. Першина
«Новое обозрение», 31 мая 2000 г.