Уроки, от которых светло
Есть такие дома в Петербурге, при входе в парадные которых понимаешь: здесь живут особенные люди с особенными судьбами. Это слышно в воздухе, где витает атмосфера какого-то особого качества, какой не встретишь нигде. Она живая и как будто даже говорящая. В Омске такие дома тоже есть. Немного, но все же. В одном из таких домов живет Зинаида Николаевна Костикова, в течение 30 с лишним лет одна из ярчайших актрис Омского театра юных зрителей, а в последующие 20 — педагог и режиссер самой детской, третьей, студии Лицейского театра.
«Добро пожаловать!», — звучит голос в домофоне. Мы назначаем встречу с Зинаидой Николаевной в ее квартире — маленьком царстве ее личного театра в самом сердце Омска. Последний этаж, пятый. Путь до него — как увертюра к будущему разговору. Вокруг вроде ничего особенного – цветы на подоконниках, не новые, но аккуратно покрашенные перила, широкая лестница, высокие потолки пролетов. Все, как везде, только дышит, будто давно напитанное чем-то хорошим. И невольно замедляешь шаг, чтобы сделать вдох поглубже.
Почти 50 лет назад Зинаида Костикова, получив квартиру от ТЮЗа, переехала из крошечной коммуналки в этот легендарный дом «1000 мелочей», где ее соседями в разные годы были известный детский врач Валентина Бисярина, балетмейстер Музыкального театра Валентина Тулупова, актёры Омского драматического Татьяна Ожигова, Николай Чиндяйкин, мэр города Юрий Глебов.
Здесь она родила дочь, выстраивала и пестовала вечерами свои роли – более сотни женских судеб. Здесь сидела на чемоданах и плакала, разрываясь между желанием продолжить работу со своим мастером, режиссером Владимиром Соколовым, в смоленской драме и любовью к Омску, ставшему ей родным. Сюда на протяжении последних трех десятков лет приходят дети — ее воспитанники. Репетировать, разговаривать, наполняться театром и добром.
«Как-то с ребятишками готовили поздравление для юбилейного вечера актрисы «Галерки» Светланы Романовой. Принесли из театра костюмы, музыку. Пели, танцевали, смеялись, выдумывали. Соседи не могли понять: что тут за праздник сегодня?», — вспоминает, улыбаясь, Зинаида Костикова. — Всех, кто поступал в театральные заведения и поступил, я готовила здесь. Ни перед кем никогда двери не закрывала — не умею по-другому».
В этом году у нее юбилей. То ли оттого, что всю свою жизнь посвятила детям (сначала зрителям в ТЮЗе, потом — ученикам в Лицейском), то ли благодаря природному свойству натуры излучать неуемную, не иссякающую энергию, Зинаида Костикова со своими годами всегда «на ты». «Никогда не считаю, сколько мне лет. Да мне и сейчас немного», — улыбается она.
«Учебник» Соколова
Уроженка Хабаровска, выпускница второго набора Новосибирского театрального училища приехала в Омск в 1965 году, в труппу Владимира Соколова.
Столько, сколько дал своим ученикам-артистам этот мастер, сложно уложить в выводы. Столько, сколько он оставил в истории города и ТЮЗа, не вместит ни один учебник театрального дела. «Уроки» его особой педагогики, отношения к человеку, к профессии, к ребенку и тонким инструментам настройки его талантов, навсегда впитались в кровь актрисы. Они не могли не повлиять на того, в чьей жизни любовь к театру и к детям всегда шли рядом.
Один из важнейших уроков актерской профессии от Соколова она получила в экстремально срочном вводе на роль в спектакле «Эй ты, здравствуй!». Накануне премьеры заболела актриса. За одну ночь, пока завтруппой сидела в ее квартире, присматривая за маленькой дочкой, ей пришлось выучить и отрепетировать вместе с партнером сложную, объемную роль Маши Балагуевой. Отыграла сдачу на 700 зрителей. Завтра премьера. А в голове — чистое поле. От нагрузки и волнения все слова, мизансцены растворились в воздухе. Выручила находчивость, чутье и умение импровизировать. А после премьеры к ней подошел Соколов: «Так работает эта профессия: выплывешь — молодец. Не получится — хорошим пловцом ты уже не станешь».
В жизни Зинаиды Костиковой случится еще немало моментов, в которых судьба будет испытывать ее на прочность — творческую и человеческую. Но это не лишит ее ни цельности, ни цели.
«Молодая гвардия», «Девочка и апрель», «А зори здесь тихие», «Чайка», «Мэри Поппинс», «Банкрот, или Свои люди – сочтёмся»… Героини Костиковой были самые разные.
В 1985 году режиссер ТЮЗа Михаил Кольцов срочно ввел ее в спектакль «Где живет домовой?» — драму по пьесе омского автора Валерия Мурзакова – на сложную роль матери Капраловых, опустившейся, спившейся женщины, вынужденной отдать сына в детдом. Костикова выходила на сцену в первом акте, а во втором уже изменившуюся, осознавшую себя героиню играла другая актриса. Перед вводом принципиальная Костикова поставила условие: помогу, если позволят изменить авторский текст и добавить немного своего. Разрешили.
В свое сценическое время она вместила всю боль, весь крик воспаленной материнской души, потерявшей ребенка. На встрече с труппой автор признался Костиковой: «Я даже удивился – я ли так хорошо написал? Вы прочувствовали эту героиню и все правильно сделали. Корректировки оставляем».
«Где живет домовой?» в течение нескольких лет оставался одним из лучших спектаклей театра. Вспоминая финальный монолог на авансцене, где мать обещает, что изменится, вернется за сыном и выйдет с ним за руку, Зинаида Николаевна до сих пор не может сдержать эмоций. Прошли годы, а все равно не отпускает…
«В своей профессии я честно себя пронесла, все через сердце пропускала. Не лицом играла, не текстом и мизансценами — своим нутром. Оно работало, кричало, плакало, страдало. Чтобы зритель мне верил, я должна свою душу потратить», — признается Зинаида Николаевна.
Уроки Костиковой
«А ведь меня учителя в школе на педагога готовили», — вспоминает с улыбкой Зинаида Костикова.
И, видимо, момент вернуться к истокам пришел. После сотни сыгранных ролей она сказала себе: теперь я буду с теми, кого люблю больше жизни. Еще в годы ТЮЗа она совмещала актерство с художественным руководством студийным театром в Доме учителя, вела драматический кружок во Дворце пионеров. Одно время даже с незрячими артистами-любителями работала. Сегодня в Омске наберется больше десятка школ, учеников которых «вела» актриса, режиссер, педагог дополнительного образования Зинаида Костикова. И нет театров в городе, на сцены которых не выходили бы ее юные актеры.
Создатель Лицейского Вадим Решетников, который учился в Новосибирске курсом старше и уже в студенчестве стал ей другом и братом по духу, передал ей студию, в которой занимались совсем еще маленькие дети. Младшей группе всегда придавалось особое значение. Здесь закладываются не столько основы профессии, сколько базовые общечеловеческие ценности, воспитывается вкус, художественное чутье, кристаллизуются таланты и способности, растут бесстрашные творческие амбиции, подкрепленные верой в свои силы и поддержкой взрослых. А занимается всей этой «настройкой» одна хрупкая женщина со стальным характером.
«Я очень строгий педагог. Но они знают, что я их люблю», — улыбается Зинаида Костикова.
Она не перестает повторять, что дети – это ее мир. И когда говорят, что с современными детьми трудно, она отвечает: трудно только тем, кто их не любит по-настоящему.
«Нам надо учиться у детей органичности, честности, любопытству. Я стремлюсь к тому, чтобы каждый мой ребенок нащупал дорожку к своему таланту. Не обязательно актерскому, в мире много прекрасных профессий. Надо просто говорить с ними на равных на самые сложные темы. Слушая, они взрослеют и становятся другими», — говорит Зинаида Николаевна.
А в профессии она их учит тому, чему учили ее и во что она верит всю свою жизнь: сопереживать герою, искать в нем живое, человеческое. Нащупаешь — дашь толчок добру. И зритель уже не осудит, а будет сопереживать вместе с тобой.
Потому и спектакли у Третьей студии такие — светлые, добрые: Рождественская звезда», «Жил был слоненок», «Волшебный цветок», «Таинственный гиппопотам», «Маленький Мук», «Коротышки в сказочном городе»… И даже Сын Жабы, посадивший Дюймовочку на лилию, — не отрицательный персонаж.
Режиссеры не очень любят говорить про «значимые» спектакли. Все значимые, все рождены в муках. Но в истории ее ребят и для нее самой особенным стало создание в 2015 году музыкально-поэтических «Чудес в лукошке» по произведениям Тимофея Белозерова. Открыть ребенку хорошую литературу, когда для детей почти ничего не пишут, погрузить в мир слова, научить превращать стихи в маленькие спектакли — это для Зинаиды Николаевны еще одна профессиональная миссия. Так дети учатся видеть больше, отмечать детали, проникать в глубину.
Около двух лет она работала над инсценировкой, выстраивала историю, придумывала персонажей и характеры. Материал высоко оценила вдова Белозерова, дав не то что разрешение – благословение поставить в театре этот спектакль. «Чудеса в лукошке» любили артисты, любили зрители. На фестивалях эта работа неоднократно получала награды. Со спектаклем труппа рассталась в 2021 году. Ну а дальше – дорога к новым добрым историям.
Вот так и живет Третья студия уже два с лишним десятка лет – не выходя из детства. Сюда приходят маленькими и остаются навсегда. Взрослеют, разъезжаются, обзаводятся семьями, проблемами. А уроки своего мастера не забывают. Счастливые уроки, от которых им светло всю жизнь.
Валерия Калашникова
«Омск театральный», №49 (71) / август 2023