Транзит через жизнь
Лицейский театр завершил сезон премьерой спектакля «Трамвай «Желание» по пьесе Теннесси УИЛЬЯМСА.
«Трамвай «Желание» – вторая работа в омском театре режиссера Виктории КАМИНСКОЙ (Москва). Ее постановка «Оркестра» Жана АНУЯ стала лучшим спектаклем 2017 года по результатам Областного конкурса-фестиваля «Лучшая театральная работа года». Из той успешной постановки сегодня взят хорошо сыгравшийся актерский дуэт: Дарья ОКЛЕЙ (Бланш) и Анастасия МАКСИМЕНКО (Стелла). Роль Стэнли исполняет Евгений ТОЧИЛОВ, Митча – Александр БОТКИН.
Одна из лучших пьес американского драматурга, украшающая мировой театральный репертуар, написана в 1947 году. Но в Лицейском театре не делают привязки ко времени. История, в которой важен психологизм отношений, в принципе, могла произойти когда угодно.
Бланш Дюбуа, утонченная красавица с американского юга, приезжает к сестре Стелле в Нью-Орлеан. Та живет в непрезентабельном квартале, среди грубых работяг. Один из них – ее муж Стэнли Ковальски, которого интересуют только покер и пиво. В большом чемодане Бланш, как и в ее манере поведения – осколки аристократического блеска. Она пытается сохранить прежний жизненный порядок, хотя в прошлом не все было гладко. В ранней молодости героиню надломила трагедия, произошедшая с ее самым любимым человеком. С тех пор она стремится заполнить пустоту многочисленными мимолетными романами, каждый из которых становится очередным разочарованием.
Здесь всё имеет название, и все названия символичны: трамваи «Желание» и «Кладбище», на которых Бланш добирается до дома сестры; колониальная усадьба «Мечта», от которой одна из сестер отреклась, а другая – ее утратила. Символично и сценическое оформление (художник-постановщик – Марина ШИПОВА, художник-декоратор – Ольга ДАГАЕВА). Наряду с подробными бытовыми деталями и множеством зеленых растений – тут торт из бумаги, нарисованное радио, кусок ткани, имитирующий меховое манто.
Потерявшая мечту, потерявшая, кажется, саму надежду, Бланш отчаянно цепляется за иллюзию. Но так же иллюзорны и сусальное семейное счастье Стеллы, нарушаемое пьяными скандалами, и уверенное мужское лидерство Стэнли. Однако каждый защищает свой иллюзорный мирок, не считаясь с тем, что приносит боль окружающим. Каждый по-своему пытается сделать жизнь идеальной картиной в раме – и это еще одна метафора спектакля.
Сочную ноту вносят в действие Юнис и Стив (Наталья ВИТАШЕВСКАЯ, Юрий ЩАДУКИН) – шумные соседи с верхнего этажа. Они постоянно дерутся, ругаются, мирятся эмоционально и громогласно. Это создает фон того места, которое шокирует привыкшую к роскоши Бланш.
Жанр постановки Виктория КАМИНСКАЯ определила как тропический нуар. В какой-то момент на сцене действительно становится жарко от накала страстей. Они вспыхивают с самого начала и уже идут по нарастающей. Удивляешься, как выдерживают подобное напряжение актеры. Главная нагрузка достается Дарье ОКЛЕЙ и Евгению ТОЧИЛОВУ. Возникший между их героями конфликт – это, прежде всего, конфликт мировоззрений. Однако, презирая Стэнли, Бланш то и дело заигрывает с ним. То ли кокетство уже просто вошло в кровь, то ли это особая изощренная форма насмешки. При всей своей недалекости Стэнли понимает это, и не может допустить, чтобы его, привыкшего быть хозяином положения, унижала дамочка с претензиями. Поэтому плачевный исход можно предсказать, даже не зная пьесы.
Бланш Дарьи ОКЛЕЙ – это чувственный нерв, постоянная провокация, скольжение по опасной грани, и – падение за грань. Действительно ли героиня сходит с ума или всем просто удобно так считать, в спектакле непонятно. Во всяком случае, к нервному срыву ее приводит не столько дикий, омерзительный поступок Стэнли (который, опять же, был или не был?), сколько малодушие, ханжество и предательство Митча, развеевшее в прах последние надежды.
Певец несбывшихся желаний Теннесси УИЛЬЯМС раз и навсегда избрал темой своего творчества крушение иллюзий (вспомним пьесы «Кошка на раскаленной крыше», «Стеклянный зверинец», «Прекрасное воскресенье для пикника»). Сейчас эти мыльные пузырьки лопаются под пряный трек Нэта Кинга КОУЛА, под постоянно возникающий образ трамвая – как некоего транзита через жизнь. Осторожно, двери закрываются!
Эльвира Кадырова
«Коммерческие вести», 1 июля 2019 г.