Тимур нашего времени
На полтора часа авансцену литературной гостиной Лицейского театра захватили «Тимур и его команда» и напомнили зрителям знакомую с детства историю, рассказанную когда-то Аркадием Гайдаром. Юные актёры Первой студии театра под руководством своего мастера Всеволода Гриневского создали театральную версию повести, на которой выросли несколько поколений.
Как сегодняшние подростки, которые читают эту повесть ещё в начальной школе, воспринимают историю тимуровцев? Что это для них — «преданья старины глубокой» или актуальное чтение?
То, что ребятам интересно соотносить себя с героями повести — очевидно. Самые яркие сцены спектакля — собрания тимуровского штаба. Тут и командный дух чувствуется, и возможность для индивидуальных проявлений ребят. Каждый обнаруживает знание ситуации в районе, где действует команда, выступает с инициативой: кому и как надо помочь. Самые активные — младший из тимуровцев Коля Колокольчиков (Матвей Мищуров), которому доверяют наблюдать в бинокль за ситуацией вокруг секретного штаба, и Гейка (Илья Свириденко), у которого есть своё мнение о том, как надо усмирять «банду» хулигана Квакина.
В спектакле, конечно, воссоздаётся «ретро»: звучит мелодия «Утро красит нежным светом…», мелькают кадры старой кинохроники и немого кино, на тимуровцах — пионерские галстуки, у девочек — тугие косички… И всё же режиссёр постановки Всеволод Гриневский нашёл способы подчеркнуть, что именно сегодняшним подросткам по-прежнему близки тимуровцы.
Так, в начале спектакля мы видим мальчика с книжкой, которого взрослый спрашивает: «Что читаешь?». «Гайдара», — отвечает парнишка. А зрители уже понимают, что это и есть — Тимур. Некоторые сцены, скажем, схватку с «квакинцами», мы не видим, а слышим: ребята озвучивают текст повести, то есть, как бы читают её вместе с нами. Но текст произносится так увлечённо, что любой зритель легко может представить происходящее. Или такой ход: когда тимуровцы действуют в темноте, то используют фонарики… своих смартфонов. И, наконец, команда слаженно и дружно ведёт весь спектакль: ребята сами меняют оформление каждой сцены, причём, используют только деревянные ящики, превращая их то в стеллаж, то в скамейку, то в наблюдательный пункт, то в заводскую конструкцию, то в торговый прилавок… Даже светом ловко управляют сами, только выключатели пощёлкивают.
Думается, всё это позволяет показать, что в любые времена у человека есть потребность быть нужным. Не потому ли и сегодня популярны волонтёрские движения? Бескорыстная помощь как естественная потребность человека — вот главная тема спектакля. Но есть и другие важные линии.
В противостоянии «тимуровцев» и «квакинцев» есть необходимый для развития истории конфликт, где главное — борьба ребят за справедливость, за неотвратимость наказания для тех, кто ею пренебрегает.
Конечно, это ещё и история взросления, когда у ребят зарождаются пока даже не влюблённости, а симпатии. Главные герои — Тимур (Иван Новиков) и Женя (Полина Тонн) ведут эту линию, вроде бы, еле заметно, акварельно, но трогательная красота зарождающегося чувства передаётся в камерный зал литературной гостиной.
И, конечно, есть важная для подростков во все времена тема потребности во взаимопонимании со взрослыми. Старшая сестра Жени Оля (Виктория Гордеева) категорически против дружбы Жени с Тимуром, поскольку считает его хулиганом. Её поддерживает и дядя Тимура, молодой человек Георгий (Валентин Рудяк), так как не хочет ссориться с симпатичной ему девушкой. Но, конечно, находится и мудрый взрослый: полковник Александров, отец Оли и Жени (Николай Пушкарёв). Ещё до того, как ребята своими поступками доказали старшим, что никаких дурных намерений у них нет, отец уверяет Олю, что Женя не может связаться с плохой компанией, он знает дочь и доверяет ей: «Ты, Оля, не жми на неё очень. Ты скажи ей, что я её люблю и помню». Прямо педагогический мастер-класс! В зале, кстати, было немало родителей с детьми. Хорошо, если обсуждение спектакля поможет укреплению взаимопонимания между ними.
В общем, Первая студия предложила своим зрителям весьма актуальный разговор на важные для ребят темы. Конечно, студийцы — в самом начале пути, им ещё многому предстоит учиться. И прекрасно, что их поддерживают своим участием актёры основной труппы. Это не только Николай Пушкарёв и Валентин Рудяк, но и Семён Полторанин в роли Мишки Квакина, и Игорь Майоров — Колокольчиков-старший.
Впрочем, не так уж важно станут ли ребята профессиональными актёрами, главное — в студии они взрослеют, получая опыт осознанной жизни, учатся понимать себя и других. Здорово, что есть такое место в нашем городе — Лицейский театр.
Елена Петрова
Интернет-портал «ВОмске», 7 ноября 2022