«Театр способен хоть на мгновение остановить события — тем он и прекрасен»
Несколько (на редкость для февраля благодатных) дней в Омске гостил дорогой нашему сердцу земляк, один из столпов современного российского театра Михаил Александрович Ульянов. Программа пребывания у нас всенародного артиста была чрезвычайно напряженной. Первым делом он наведался на родину, в Тару, откуда совсем парнишкой вступил на стезю большого искусства. К нему он приобщился благодаря легендарному Вахтанговскому театру, эвакуированному в наши края. Ему великий актер остался верен на всю жизнь, став его руководителем в трудную для труппы годину.
И вот, несмотря на обилие встреч, выступлений, визитов, Михаил Александрович выкроил время для разговора о жизни, о профессии с начинающими коллегами. Встретили гостя тепло, торжественно, приличествующим случаю приветливым словом и букетом цветов, чему свидетелем был и наш корреспондент, сумевший вписаться в плотную, многочисленную массу желающих пообщаться с мэтром, просто лицезреть его, заполучить вожделенный автограф…
Встреча с молодыми актерами произошла в Лицейском театре, где Михаил Александрович отвечал на вопросы не только омских журналистов, но и всех желающих. Однако основным его собеседникам все же выступил художественный руководитель театра, заслуженный артист России Вадим Станиславович Решетников.
На вопрос о том, какое впечатление на него произвели наши театры, Михаил Александрович ответил так:
— У меня всегда была любовь ко всем театрам, к разнообразию, интересам зрителей, и, конечно же, очень радует и заставляет гордиться, что город Омск — один из самых театральных городов нашей отчизны. Всегда, между прочим, считалось, что в Омске — первоклассные режиссеры. Так что, привычное состояние омских театров — быть действительно атакуемыми зрителем — порождает в душе очень отрадное чувство.
Как бы «на контрасте», Михаил Александрович рассказал о бедственном положении многих московских театров. Они оказались в такой ситуации, что работать в лучших традициях российской сцены сейчас — очень и очень непросто.
После своеобразной «разминки» неловкость, которую испытывали собравшиеся, исчезла. Слушатели, к своему удовольствию, услышали весьма интересные признания актера.
К примеру, кто-то из зала полюбопытствовал, на что же живет такой талантливый человек. Другой спросил: зачем живет? А третий поинтересовался, ради чего смог бы… умереть.
— Ну, на что живу? На рубли, не на доллары, нет. Я сейчас — художественный руководитель, поэтому кой-какую зарплату все-таки получаю, но если бы я еще параллельно не снимался в кино и на ТВ, было бы, возможно, далеко не хорошо, а сейчас вроде бы и пристойно, не более того.
Относительно второго вопроса я вот что скажу. В человеческой жизни есть нечто вроде ступеней. На первой, очевидно, познаешь мир. На второй — добиваешься места под луной, его надо заслужить. На третьей ступени оказываешься перед задачей: удержаться на той поверхности, до которой ты добрался. Так что, сейчас я хотел бы надеяться сохранить те силы, которые дают мне возможность заниматься любимым делом всей жизни.
Ради чего умереть? Ну, с этим сложнее. Шутки в сторону. Это же умереть, ведь, потом уже не повторишься, не родишься во второй раз.
Нет, наверное, я не так подумал. Наверное, за что? Ну, прежде всего за то, чтобы дети наши имели право на существование не такое, на какое обречены мы сегодня. Мы ведь, мне так кажется, живем какой-то «таежной жизнью»: бежим, плутаем, путаемся. Поэтому, если умереть серьезно — то для меня в этом нет какой-то там определенной идеи. Дом, семья, театр — вот, собственно, и все.
Мы переживаем трудное время. Трудное — относительно материального благополучия, духовного. В трудное время вообще, а для театров — в особенности.
И вот, затронув тему всеобщей суетливости, Михаил Александрович поделился своим советом выживания:
— Конечно, мы поставлены в судорожные условия, сопротивляться которым могут либо люди сильные, либо дураки, которым вообще все «до феньки». У нормального человека прекрасное должно быть величаво. Я как-то был в Китае, на каком-то празднике (не помню сейчас, к сожалению, каком именно). По берегу Янцзы шествовали миллионы празднующих. Я от всего этого стал задыхаться. И вдруг увидел старика, который сидел на скамейке, на корточках, погруженный в себя. Он ничего не слышал и не видел. Вот, наверное, этому надо учиться. Уметь уходить в себя. Сказать себе: «Стоп, хотя и шило у меня в одном месте торчит, но надо остановиться»… И, возвращаясь к теме театра, я хотел бы сказать, что он тем и прекрасен, что способен хоть на мгновение остановить события.
Под занавес встречи знатному гостю были вручены кусочки сценового покрытия Академического Театра драмы. Именно по этой сцене ходили в течение 25 лет такие известные личности как сам Ульянов, Чонишвили, Каширин, Теплов, Щеголев, Ожигова и многие, многие другие звезды театра, которым дала путевку в большое искусство и напитала живительными творческими соками омская земля.
Ольга Аскерова
«Класс», №4 (58) / февраль 1999 г.