Театров много, Лицейский – один
Омские театры готовятся к началу нового театрального сезона. Для Лицейского он будет юбилейный. Муниципальному Лицейскому театру исполняется 10 лет.
…Я помню, как все начиналось, хотя прошло уже десятилетие. Помню, как мои однокашники, восторженные, прибегали с «театральных» занятий у Решетникова. Как наперебой хвастались уроками сценической речи и актерского мастерства. Помню и первые робкие постановки восьмого «театрального» класса к школьным праздникам… И совсем не помню, как школьный драмкружок превратился в драматический муниципальный Лицейский театр во главе с художественным руководителем, заслуженным артистом России Вадимом Решетниковым.
В 1994 году Вадим Решетников был актером Омской драмы. Его идея создать молодежный театр, в котором играли бы обычные школьники, на первый взгляд казалась фантастической, невероятной, тем более в то беспросветное постперестроечное время. Аналогичных проектов тогда не существовало… Но Раисе Тимофеевне Степановой, директору лицея № 66, предложение известного омского актера организовать в школе «театральные» уроки показались интересными. Так в лицее был сформирован первый «театральный» класс.
Начинающие актеры занимались в здании бывшего детсада, которое городское управление культуры передало во владение лицея № 66. В этом же здании за соседней стеной начинающие бизнесмены торговали компьютерами…
На первое занятие к Решетникову пришли четыре девочки, на второе — семь, а на третьем уроке было уже 12 человек. Потом Вадим Станиславович перестал считать своих учеников.
Он просто рассказывал им об искусстве, о культуре, о великих классиках… И вскоре педагог заметил, что его «актеры» стали меняться. Ребята полюбили литературу, они начали больше читать. Благодаря театру школьникам открывался другой мир, мир «изнутри». Они учились видеть скрытые от посторонних и невнимательных глаз тонкости человеческой натуры, что подчас помогает понять даже мотивы негодяя…
Поначалу «лицеистам» было очень сложно. С первых дней театру приходилось вести альтернативное существование. Что это значит? Используя термины маркетинга, можно отметить, что для потребителя любой продукт бывает первого и второго сорта. В том числе такой «продукт», как театральный спектакль. Все 10 лет «лицеисты» активно боролись против ощущения «второсортности», которое театру навязывали.
Несмотря на все смутные времена, которые пережил творческий коллектив, идея молодежного театра выжила и принесла свои плоды. Лицейский занял свою нишу в театральной жизни города. У него есть свой зритель. У него есть свой репертуар — 30 спектаклей в месяц. И свой зал на 75 мест.
А играть на такой небольшой сцене гораздо сложнее, чем на обычной. Здесь зритель ближе, потому «уровень правды» совсем другой. Грим на камерной сцене не спасет, скорее, им можно все испортить. Поэтому «лицеисты» сознательно не гримируются и играют порой без лишних слов, одними глазами.
Сегодня основная труппа театра — около полутора десятков человек. Это «профессиональный» костяк Лицейского, который играет вечерние репертуары и проводит занятия с молодыми актерами. Молодые актеры — это средняя группа, две студии, в которых занимаются старшеклассники из разных омских школ. Для ребят это обучение абсолютно бесплатное. Один-два раза в месяц они играют спектакли, правда, пока только для «своих».
Но и это не все. Еще при Лицейском есть клуб, объединяющий тех школьников и студентов, которые пока не определились в своем выборе. Это ребята, находящиеся, так сказать, в творческом поиске. С ними занимаются актеры театра — помогают в постановке голоса, отработке дикции, развитии пластики. Вот и получается, что в Лицейском сейчас всего около 120 актеров.
Художественный руководитель очень гордится своими воспитанниками. Закончив школы, его «лицеисты» поступают в театральные училища Новосибирска, Санкт-Петербурга, Москвы. Именно уроки Решетникова помогают им стать настоящими актерами.
Новый театральный сезон открывается здесь 15 сентября. Готовятся премьеры: старшая группа под руководством заслуженного артиста России Александра Гончарука репетирует пьесу «Шантеклер», средняя будет ставить «Тома Сойера». А сам художественный руководитель пока вынашивает грандиозную идею спектакля по мотивам произведений Аристофана. Вадим Решетников обещает, что будет интересно и злободневно.
Заботит, конечно, труппу и предстоящий юбилей театра, который будет отмечаться 14 октября в Доме актера — для друзей и гостей готовится много приятных сюрпризов. Чем-то удивит еще театр, устремленный в будущее?
Евгения Карасёва
«Вечерний Омск — Неделя», осень 2004 г.