С приветом из прошлого
В Лицейском театре состоялась очередная премьера в постановке Влада Пузырникова. Это уже шестой опыт режиссера на этой сцене, а его прежние работы до сих пор уверенно стоят в репертуаре. На этот раз постановщик обратился к известной пьесе Александра Володина «Пять вечеров». Получившийся спектакль – замечательный пример актуальной постановки текстов прошлых веков.
Советскую классику отличает живое повествование, несущее дух того времени. Дух, который Влад Пузырников бережно поднял, аккуратно привел в чувство и перенес на камерную сцену Лицейского театра. Перенёс с уважением и почтением. Все элементы советской эпохи, чуждые сегодня молодому поколению, через труд постановщиков стали очаровательной художественной зарисовкой. Советские плакаты, старый велосипед, уставший от времени обогреватель, приёмник и ярко-оранжевый абажур… Спектакль Влада Пузырникова в оформлении художника-постановщика Марины Шиповой и декоратора Ольги Дагаевой не «пыльный», не отдающий советчиной в тоскливом смысле этого слова, а наоборот – свежий, невесомый и очень душевный. Он похож на изделие из очень хрупкого материала, который не перестает дышать при готовой огранке.
История эта простая. У многих она на слуху благодаря самой пьесе или её воплощению в фильме Никиты Михалкова 1978 года. Главная героиня Тамара живёт с племянником, чья мать умерла в войну. К ней приходит Саша Ильин, которого она любила много лет назад и который ушёл на фронт. И два одиноких свободных человека притягиваются друг к другу. Хотя была ли свободна Тамара, это ещё вопрос. Исполнительница главной роли Наталья Виташевская создала сложный психологический портрет женщины, которая всю жизнь была занята, но замуж так и не вышла. К её строгим бровям не подходит формулировка «отдала своё сердце», скорее она дала обещание, которое для нее стало определяющей линией жизни. Тамара-Виташевская не покорно, а уверенно взяла ношу любить одного мужчину — другого ей не надо. И когда он возвращается, она держит себя в руках, очевидно, не до конца веря, что тот самый Ильин вернулся. В течение спектакля актриса аккуратно и по кусочкам раскрывают свою героиню зрителю. То еле уловимой тенью нежность пробегает на её лице, то тонкая рука незаметно поднимается к любимому, но опускается – не время, то фигура её, только что режущая шагами сцену, начинает дрожать от нестерпимой дрожи внутренней.
Партнёр Виташевской — Евгений Точилов гармоничен в роли эдакого бунтаря. Его Саша – крепкий мужчина, отвечающий за своё слово, пьющий и не пьянеющий, который и кран починит, и гвоздь забьёт, или внезапно закроется в своей комнате, если его старания не оценят. Беда актёра в том, что из спектакля в спектакль он переходит в одном и том же образе, меняя лишь сценическое пространство и костюм. Но это не отменяет того, что герои его сделаны честно и добротно. «Пять вечеров» в данном случае не исключение.
Как выпорхнули из прошлой эпохи молодая пара артистов Светлана Позднякова и Алексей Осипов. Рыжеволосая красавица Лицейского Позднякова не зря привлекает внимание зрителей природной харизмой и дерзким обаянием. Дополнив этот набор платьем ретро и бойкостью советской девчонки, артистка построила персонаж, в который хочется влюбиться. Звонкий смех, игриво мелькающий подол платья, ни секунды на одном месте – Светлана в роли молодой девушки Кати разливается по сцене, наивно взмахивая ресницами, встряхивая заплетёнными косами и громко хлопая дверью.
Менее бойкий, но зато внутренне горячий Славик в исполнении Осипова — ещё вчерашний подросток, но уже будущий мужчина. Он никак не может переписать конспекты, берёт без спросу белую скатерть, становится подопытным кроликом Ильина, когда тот хочет удивить Тамару, задумчиво играет в шахматы и по-взрослому, по-мужски целует прекрасную Катю. Славик вроде и шалопай, но шестым чувством зритель угадывает, что парень-сирота просто хочет чуть подольше остаться советским бесшабашным пацаном. Зато он моментально взрослеет, когда его строгую, но любимую тётю оставляет её мужчина.
Прекрасны и второстепенные персонажи. Актриса Наталья Коротаева находчиво перевоплотилась в Зою из бакалеи – томно вздыхающую неустроенную красотку-кокетку. Нехитрым прищуром и театральным взмахом кисти она хоть и по-женски изящна, но одновременно грубовата и выдает всей фактурой рабочую девушку супротив интеллигентности более взрослой и сдержанной Тамары. А артист Николай Пушкарёв и вовсе будто сошёл с экранов советского кино. Разумеется, самый возрастной артист Лицейского театра ближе всех к рассказанной эпохе, но и не это главное. Юмор его героя Тимофеева, его добродушный и ласковый характер закрепляет всю картинку и добавляет штрихов к замечательной работе всего коллектива, работающего над постановкой.
Спектакль «Пять вечеров» универсален. Его с интересом посмотрит молодой зритель, поностальгируют бабушки и дедушки, увидят себя в героях наши родители. Очевидно, что за такой изящной простотой постановки скрывается большая и скрупулёзная работа. Чтобы классика из уже чужой эпохи, с уже чужими моральными законами и несуществующим бытом стала для нас такой родной и такой близкой.
Ирина Чернышева
«Ваш Ореол», №47 / 20 ноября 2019 г.