С вешалками всё в порядке
Лицейский театр и его победы
Сергей Тимофеев, художественный руководитель Драматического Лицейского театра:
— Мы собираемся продолжать эксперименты по завоеванию нашего зрителя. В ближайших планах – города Сибири. И, конечно же, мы всегда рады видеть нашего омского зрителя. Он для нас самый дорогой.
Театр… Есть в нем что-то загадочное, таинственное. Еще со школьных времен поход в театр воспринимается как праздник. Мы ждали этого дня с нетерпением. Ведь театр -это целый ритуал от внешнего вида до поведения. Сегодня мы хотим рассказать об одном из омских театров. Только вот «одним из» его сложно назвать.
Драматический Лицейский театр возник в 1994 году на базе театрального класса лицея № 66. Администрация города поддержала идею, и у нас открылся муниципальный театр. Год за годом он рос, и сегодня это одна из главных изюминок города. Театр, не имеющий аналогов в России, в Европе, в мире. Почему? Об этом мы поговорили с художественным руководителем Лицейского Сергеем Тимофеевым.
Сегодня Лицейский театр — это уникальный репертуар, в котором есть водевиль и фарс, романтическая история и музыкальная сказка, драма-предостережение и ироничная комедия. Он уже давно ушел от того лицея, на базе которого был создан.
Совсем недавно «лицеисты» приехали с очередных гастролей в Горно-Алтайске. Впервые в театральной практике театр повез сразу три спектакля — «Альпийская баллада», «Гарнир по-французски» и «По щучьему велению». Все как по заказу: драма, комедия и сказка. Поездка прошла на ура. Зритель провожал омичей с восхищением. «Мы давно доказали, что интересны зрителю. Мы можем выходить на большую площадку. Ведь наш зал для нас давно не предел, — рассказывает Сергей Тимофеев. — Для этой поездки пришлось специально рисовать некоторые декорации, с трудом везти их, потому что размер родной сцены невелик».
Многие по-прежнему ошибочно думают, что Лицейский театр — это театр детский или любительский. По словам самого руководителя, должно еще пройти время, чтобы этот театр стал брендом. Хотя после поездки на фестиваль в Женеву в 2008 году, у многих русский театр теперь ассоциируется с нашим Лицейским. Сергей Родионович рассказал мне одну историю. В Женеве девочка, увидев спектакль «Зима под столом», на следующий год на фестивале просила маму отвести ее на русский театр. Они пришли на один спектакль другого театра из России, на другой, но дочь упорствовала — это не русский театр. И вот настал показ Лицейского «По щучьему велению». Маленькая поклонница с первых аккордов узнала: «Вот он, мама, русский театр!» Конечно, такие истории польстят любому.
В июле труппа собирается на очередной фестиваль «Встречи молодых европейских театров» в Гренобль. Они повезут спектакль «Шалый» по пьесе Мольера. Проблема у актеров одна — сократить 2,5 часа постановки до 1,5 часа. Это конечно, не проблема, только резать свою работу получается скрепя сердце.
«Нам интересно, что думает европейский зритель о нашем прочтении Мольера, — размышляет Сергей Тимофеев. — Важно и то, что «Шалый» будет закрывать фестиваль, а это очень почетная функция».
У театра очень теплые отношения с департаментом культуры администрации города. По словам руководителя, без такой поддержки театру существовать сложно. А ведь зритель театра самый разнообразный — это учителя, врачи, студенты. Поэтому важно, чтобы и цены на билеты были приемлемы.
Молодые театры очень часто погибают именно из-за отсутствия поддержки. Своими силами очень сложно пригласить декоратора, костюмера, хорошего режиссера.
Кстати, режиссеры. Сказать, что с ними театру повезло, — мало. Все выросли в студиях Лицейского. Он для них — родной. Поэтому все заинтересованы, чтобы театр развивался, чтобы он был устойчив и привлекателен. Так, Евгений Бабаш, в прошлом актер театра, теперь успешный режиссер. Планируется, что его неординарная работа «T. S. Истории одного лета» по Марку Твену откроет будущий театральный сезон в октябре. Общественный показ уже прошел на ура.
Побывав в закулисье Лицейского, увидев всю атмосферу, понимаешь — это семья. Дружная, интересная, перспективная. Каждый из них стремится сделать свой дом успешным. Мне захотелось обязательно туда вернуться, и я вернусь, в качестве гостя на спектакле!
Яна Стрельцова
«Домашняя газета», №21 (167) / 30 мая 2012 г.