Старая пьеса о главном

Лицейский театр 7 ноября представил премьеру.

Спектакль «Пять вечеров» по классической пьесе Александра ВОЛОДИНА в постановке Владислава ПУЗЫРНИКОВА — замечательный образец традиционного театра, бережно сохраняющий поэтический взгляд драматурга на быт, с любовью и добрым юмором исследующий человеческие отношения.

Романтика эпохи

Спектакль можно назвать ностальгическим: от эпохи Советского Союза, или, как её сейчас чаще называют, «советчины», режиссёр не избавлялся, не переносил действие в другое время. Да и как это сделать без ущерба материалу — Володин не остался бы Володиным без романтического бытописания советской эпохи. В ней вся суть: люди живут не в лучших условиях, но на фоне бытовой неустроенности их чувства, их любовь, сомнения, переживания проявляются особенно ярко.

Советский быт тут создаётся достоверно и одновременно условно. Велосипед, обогреватель-рефлектор, массивный чёрный счётчик на фанерной доске — все настоящее. Мест действия несколько, но декорации по ходу спектакля не меняются: все мы помним со времен «Иронии судьбы», что в СССР были типовые дома и типовая обстановка в квартирах. Не меняющиеся декорации позволяют режиссёру ещё и передать внепространственность и вневременность истории: неважно где, неважно когда — важно что и как.

Итоги года

Владислав Пузырников в своей постановке и сохраняет володинский дух истории, и умело работает в стилистике традиционного психологического театра — и то, и другое требует от режиссёра и актёров совместного труда, подробнейшей проработки характеров. И результат этого труда налицо, год, ушедший на создание спектакля, не прошёл даром.

Великолепна исполнительница главной роли Наталья ВИТАШЕВСКАЯ — не играющая, но проживающая на сцене судьбу Тамары, женщины, которая умеет любить всю жизнь и несмотря ни на что. Исполнитель роли её возлюбленного Евгений ТОЧИЛОВ вряд ли удивит зрителя, образ Ильина в целом крепок и ровен, но схож с предыдущими работами актёра. В роли сокурсника Ильина выступает Николай ПУШКАРЁВ — тоже добротная, хорошая актёрская работа, за персонажем закреплена ещё и комическая функция в истории. Комедию, как известно, играть сложнее всего, но Пушкарёв прекрасно с этой ролью справляется.

Равно как и Наталья КОРОТАЕВА, предстающая в образе хваткой, бойкой Зои из бакалеи. Черты лица актрисы не из тех, что относятся к типажам советской эпохи, тем не менее Наталья умело пользуется актерскими приемами, оборачивая свою «несоветскую» внешность в пользу раскрытия характера героини, тоже часто выступающей в комедийных сценах. Однако большей частью комическое настроение спектакля создаётся благодаря репликам и действиям персонажей, чьи роли на премьере исполняли Алексей ОСИПОВ и Светлана ПОЗДНЯКОВА. Артисты играют едва вышедших из подросткового возраста племянника Тамары Славу и его новую знакомую Катю — героев, младше себя настоящих. И вживаются в образы замечательно, дух юности с её беспечностью и одновременно пылкостью водопадом льётся со сцены, заставляя зрителя проводить параллели с собственной юностью, возвращаться в собственное прошлое, снова переживать яркие моменты своей судьбы.

Юмора в спектакле много, и юмор этот добрый и всегда уместный — со смехом зрителя Пузырников обращается так же бережно, как с текстом драматурга, чувствами героев и личными переживаниями зрителя. Режиссёр не использует в постановке зрелищных трюков, спектакль кажется прелестно простым — но за этой видимой простотой прячется тонкая и долгая работа исследователя человеческих характеров.

Татьяна ПОПОВА

«Вечерний Омск-Неделя», №45 (619) / 13 ноября 2019 г.

https://omskgazzeta.ru/rubrika/kultura/staraja-pesa-o-glavnom/