Спектакль-коллаж с французским акцентом

27 мая в Лицейском театре состоялась премьера под названием «Путешествие. Бессонница». Главную роль в постановке исполнила французская актриса Анн-Лор Дюбуа.

«Путешествие. Бессонница» – экспериментальный спектакль, который будет показан в театре всего несколько раз. Причина тому – короткое пребывание французской актрисы в Омске. Анн-Лор познакомилась с Лицейским театром в Гренобле во время международного театрального фестиваля. «Тогда главный режиссер Лицейского театра Сергей Родионович Тимофеев пригласил меня в Омск. Сейчас я много путешествую по миру, недавно побывала в Южной Америке и Азии. В середине весны приехала в Россию. Здесь, в Омске, за короткое время мы поставили спектакль. Для меня это был очень необычный опыт, в том числе и потому, что я – актриса классического театра. А «Путешествие. Бессонница» – пример экспериментального, современного», – рассказала Анн-Лор Дюбуа.

Изначально в основу спектакля должны были лечь путевые заметки француженки, но в процессе репетиций сюжет постановки изменился. «Историю, которую вы видите на сцене, мы сочинили за месяц в процессе репетиций, она была навеяна мне самой Анной, – пояснил режиссер спектакля Евгений Бабаш. – Одна из особенностей этой постановки в том, что она создавалась в жанре коллажа. Обычно мы встречаем его в изобразительном искусстве, реже – в музыке. Для этого жанра характерно отсутствие главного и второстепенного фрагментов. Каждый зритель смотрит на разрозненные фрагменты и начинает «собирать» из них что-то свое. Насколько я знаю, пока никто не использовал коллаж в театре, по крайней мере, я нигде не встречал».

Спектакль «Путешествие. Бессонница» идет на французском языке, но это не мешает зрителю считывать сюжет истории. Девушка всю ночь мучается бессонницей, отгоняя от себя навязчивые мысли, и бесконечно прокручивает в голове неприятную ситуацию. Совсем недавно она была невестой, пока ее жених не увлекся другой женщиной. На полу – разорванные фотографии, в шкафу – нераспакованное свадебное платье, под подушкой – книга о Красной Шапочке и Сером Волке. Последнее очень символично: некоторые прекрасные принцы в итоге оказываются волками – делает вывод главная героиня. Мучимая тяжелыми мыслями, она берет ножницы и запирается в платяном шкафу. Тишина, непроницаемый мрак на сцене, длящийся почти целую минуту. Наконец, в призрачном голубом свечении девушка возвращается в свою комнату. На героине – белое свадебное платье с многометровой фатой, которая развевается и мерцает в лучах театральных прожекторов. Прошествовав по сцене, девушка ложится со свою кровать и наконец-то засыпает.

По словам режиссера, этот момент зрители считывают по-разному. Одни думают, что главная героиня умерла, другие считают, что она уснула в грезах о несостоявшейся свадьбе. «На самом деле все просто, — поясняет Евгений Бабаш. – Здесь нет скрытых смыслов. Девушка берет ножницы, чтобы просто распаковать платье. Да, свадьба сорвалась, но платье-то куплено. Не пропадать же ему? Надо примерить».

Спектакль «Путешествие. Бессонница» длится всего один час, но за это время зритель успевает испытать целую гамму эмоций, ведь драматизм в постановке тесно переплетается с юмором. Одним словом, все как в реальности, где нет только черного и белого, где намешано много оттенков и полутонов, которые и складываются в большой коллаж, называемый Жизнь.

Екатерина Шишикина

«Ваш Ореол», №22 (907) / 1 июня 2016 г.