Спасти рядового Питунина. В омском театре препарировали дуэль Пушкина
На сценах омских театров проходят постановки в рамках IV Всероссийского фестиваля моноспектаклей «ЧАТ». Очередное феерическое представление прошло в Доме актёра, где зрители с широкими улыбками следили за историей главного героя моноспектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина» от театра-студии «Закулисье» из города Пушкин.
Моноспектакль израильского драматурга Михаила Хейфеца признали одним из лучших произведений для театра 2000-х годов. Трагикомедия «Спасти камер-юнкера Пушкина» заслуженно выиграла ГРАН-ПРИ XXVI международного фестиваля негосударственных театров и театральных проектов «Рождественский парад».
Ненавижу, но люблю
Зрители познакомились с Мишей Питуниным (Константин Грицан) на сцене Дома актёра посреди вешалок с белоснежными футболками. Кстати, эксклюзивную футболку из серии пушкинского мерчендайзера продали прямо перед началом спектакля — самый упрямый омич отхватил вещь на импровизированном аукционе за 1500 рублей.
Самая главная ирония всей жизни Питунина — его нелюбовь к Александру Сергеевичу Пушкину. Герой невзлюбил «солнце русской поэзии» ещё в детском саду, когда воспитательница ругала Мишу за то, что он невнимательно слушал стихи. Но кое-что из этой истории Питунин всё же вынес — в приличном обществе не любить Пушкина нельзя.
Вот Миша вырос и пошёл в школу, которая, как не сложно догадаться, носит имя великого русского поэта. А там понеслось: бесконечная зубрёжка «Евгения Онегина», рисунки по мотивам пушкинских сказок и вызовы матери к директору за неуспеваемость сына. Даже после школы Пушкин преследует Мишу по пятам: в техникуме, в армии… Первая любовь и та завязывается вокруг обсуждения возможных вариантов спасения поэта.
Постепенно ненависть к Пушкину перерастает в тревогу, а затем в одержимость. Питунин, как заколдованный, изучает версии убийства поэта, ходит по улицам, по которым ступала нога Пушкина (в питунинском Петербурге всё пронизано именем и духом поэта), рассматривает вероятные пути спасения русского Овидия от пули Дантеса.
Колесо истории
Моноспектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» — энциклопедия жизни «маленького человека» в переходную эпоху. Конец СССР, стакан лимонада за копейку и стрельба в тире. «Лихие 90-е» с криминальным бизнесом и сменой общественных устоев. Сменяются годы жизни главного героя — сменяются футболки на теле актёра.
Радостные события из жизни Питунина, острый слог и неприкрытый стёб без фильтрации цензуры, погружают в светлую пору жизни героя. Но со временем горькая ностальгия вытесняет лучезарную улыбку, а затем и вовсе накрывает с головой. И вот уже не кажется, что всё происходящее на сцене — комедия. Да и в конце концов Питунин падёт уродливой смертью, какими и были уродливыми разборки в те времена.
Отборная порция анекдотов перемешалась с анализом жизни Пушкина. Например, правила дворянских дуэлей противопоставлены быту советской армии с гротескным командиром и духовной непросвещённости солдат. А ещё на Пушкине можно заработать неплохие деньги под видом заботы о культурном наследии России, хоть поэт этот «Оказывается, никому не нужен! «Нет спроса».
Михаил Питунин, всем сердцем возненавидевший Пушкина, ставит во главу своей жизни идею о спасении поэта ценой своей жизни: заслонить его от пули, не дать французу застрелить великого творца, что изображено на рисунке любимой девушки Питунина. В конце спектакля возникает резонный вопрос: а можно ли было вообще спасти Пушкина и стоило ли растрачивать свою жизнь на поиски ответа?
Альбина Ниязова
«Аргументы и Факты» в Омске, 4 апреля 2022
https://omsk.aif.ru/culture/spasti_ryadovogo_pitunina_v_omskom_teatre_preparirovali_duel_pushkina