Собака — друг искусства
Смелые интерпретации классики отнюдь не всегда противоречат первоисточнику. Тем более если они сделаны умно и со вкусом. Спектакль «Каштанка» в Лицейском театре, премьера которого состоялась в середине ноября, а следующий показ будет в середине января, уже после новогодних каникул, на первый взгляд связан с чеховским рассказом лишь сюжетно. Но все-таки кажется, что тот угол зрения, который избрали авторы постановки, на всем известный текст имеет право на жизнь. Потому что им удалось соединить великое и смешное, которые так гармонично уживались в чеховских текстах. А сделано это было за счет новой трактовки героев рассказа, с которой и которыми «ДГ» вас и познакомит.
КЛОУН
(актеры Евгений Точилов, Вячеслав Еремин)
Добрый и смешной не состоявшийся новый хозяин Каштанки в версии режиссера Сергея Тимофеева и автора инсценировки Валерия Степанова (Мамонтова) не просто изобретатель и исполнитель веселых цирковых номеров.
Он — настоящий режиссер, выжимающий из подопечных семь потов на репетициях, и в то же время жрец искусства, носитель философии продвижения культуры в массы. В его понимании цирк — это храм, талант -дар Божий, а возвращение Каштанки к прежнему хозяину, пьющему столяру Луке, это измена себе, своей природе и всему, чему стоит в этом мире служить.
ИВАН ИВАНОВИЧ, ДРЕССИРОВАННЫЙ ГУСЬ
(актеры Игорь Коротаев, Александр Боткин)
Умирающий по ходу сюжета Иван Иванович вырастает в спектакле Лицейского до масштабов истинно трагической фигуры. Скованный внешними обстоятельствами, неуклюжей телесной оболочкой и рамками циркового амплуа, он все-таки рвется к свободе, и как лучший момент своей жизни вспоминает полет после пинка, полученного от слона: «Все-таки я летал!».
Немного фат, немного жуир, он все-таки творческая натура. Потому и относится на первых порах с ревностью к Каштанке, которой чересчур легко дается то, чему он посвятил жизнь. Потому, по сути, и приносит себя в жертву искусству.
ФЕДОР ТИМОФЕЕВИЧ, ДРЕССИРОВАННЫЙ КОТ
(актеры Евгений Трубкин, Юрий Щадукин)
Самый близкий товарищ Ивана Ивановича отнюдь не склонен к самопожертвованию. Он — высококлассный ремесленник, тоже приспосабливающийся к обстоятельствам, но страдающий от этого значительно меньше. Его спасает присущая кошачьим флегма, доходящая порой до цинизма.
Он не прочь пофлиртовать в рамках разумного с Каштанкой и непременно первый на закулисных обедах, превращающихся в импровизированные актерские фуршеты, где принято балагурить и травить байки. Увы, для него это важнее собственно искусства. Он в цирке только потому, что там кормят.
ХАВРОНЬЯ ИВАНОВНА, ДРЕССИРОВАННАЯ СВИНЬЯ
(актеры Игорь Майоров, Алексей Осипов)
Цирк, а вернее, театр, поскольку спектакль «Каштанка» это рефлексия именно на тему театра и актерства, удивителен тем, что открывает пути не только к перевоплощению, но и к преображению.
Так, поросенок Хаврон, который всего-навсего упитанный и забавный, превращается в свинью Хавронью. Нет-нет, без всяких экскурсов в природу гендерного. Но разве искреннее простодушие, облагороженное близостью к прекрасному, не имеет право на жизнь? И разве оно бывает лишним в на самом-то деле очень разном и неоднозначном даже театральном мире?
КАШТАНКА
(актрисы Наталья Коротаева, Дарья Березовская)
Быть или не быть в искусстве? Главная героиня, которая у Чехова вроде бы просто потерялась и нашлась, в постановке Лицейского совершает удивительный экскурс в мир театра. И все-таки возвращается назад, к обычным людям, которые, может быть, это даже не способны оценить.
У нее имелся талант, ей начинал открываться большой успех, и она была по-своему счастлива. Но все-таки она ушла, потому что так было надо. Не ее незадачливым хозяевам, а ей самой. Живут не для радости, а для совести. Даже став другом искусства, Каштанка Лицейского осталась другом человека.
Кристина Попович
«Домашняя газета», 26 декабря 2018 / №50 (499)