Собака — друг искусства

Смелые интерпретации классики отнюдь не всегда противоречат первоисточнику. Тем более если они сделаны умно и со вкусом. Спектакль «Каштанка» в Лицейском театре, премьера которого состоялась в середине ноября, а следующий показ будет в середине января, уже после новогодних каникул, на первый взгляд связан с чеховским рассказом лишь сюжетно. Но все-таки кажется, что тот угол зрения, который избрали авторы постановки, на всем известный текст имеет право на жизнь. Потому что им удалось соединить великое и смешное, которые так гармонично уживались в чеховских текстах. А сделано это было за счет новой трактовки героев рассказа, с которой и которыми «ДГ» вас и познакомит.

 

КЛОУН

(актеры Евгений Точилов, Вячеслав Еремин)

Добрый и смешной не состо­явшийся новый хозяин Каштанки в версии режиссера Сергея Тимофеева и автора инсцени­ровки Валерия Степанова (Ма­монтова) не просто изобрета­тель и исполнитель веселых цирковых номеров.

Он — настоящий режиссер, выжимающий из подопечных семь потов на репетициях, и в то же время жрец искусства, носи­тель философии продвижения культуры в массы. В его понима­нии цирк — это храм, талант -дар Божий, а возвращение Каштанки к прежнему хозяину, пьющему столяру Луке, это из­мена себе, своей природе и все­му, чему стоит в этом мире слу­жить.

ИВАН ИВАНОВИЧ, ДРЕССИРОВАННЫЙ ГУСЬ

(актеры Игорь Коротаев, Александр Боткин)

Умирающий по ходу сюжета Иван Иванович вырастает в спек­такле Лицейского до масштабов истинно трагической фигуры. Скованный внешними обстоя­тельствами, неуклюжей телесной оболочкой и рамками циркового амплуа, он все-таки рвется к сво­боде, и как лучший момент своей жизни вспоминает полет после пинка, полученного от слона: «Все-таки я летал!».

Немного фат, немного жуир, он все-таки творческая натура. Потому и относится на первых порах с ревностью к Каштанке, которой чересчур легко дается то, чему он посвятил жизнь. По­тому, по сути, и приносит себя в жертву искусству.

ФЕДОР ТИМОФЕЕВИЧ, ДРЕССИРОВАННЫЙ КОТ

(актеры Евгений Трубкин, Юрий Щадукин)

Самый близкий товарищ Ивана Ивановича отнюдь не склонен к самопожертвованию. Он — высококлассный ремеслен­ник, тоже приспосабливающий­ся к обстоятельствам, но стра­дающий от этого значительно меньше. Его спасает присущая кошачьим флегма, доходящая порой до цинизма.

Он не прочь пофлиртовать в рамках разумного с Каштанкой и непременно первый на заку­лисных обедах, превращающих­ся в импровизированные актер­ские фуршеты, где принято балагурить и травить байки. Увы, для него это важнее собс­твенно искусства. Он в цирке только потому, что там кормят.

ХАВРОНЬЯ ИВАНОВНА, ДРЕССИРОВАННАЯ СВИНЬЯ

(актеры Игорь Майоров, Алексей Осипов)

Цирк, а вернее, театр, пос­кольку спектакль «Каштанка» это рефлексия именно на тему театра и актерства, удивителен тем, что открывает пути не толь­ко к перевоплощению, но и к преображению.

Так, поросенок Хаврон, кото­рый всего-навсего упитанный и забавный, превращается в сви­нью Хавронью. Нет-нет, без вся­ких экскурсов в природу гендер­ного. Но разве искреннее простодушие, облагороженное близостью к прекрасному, не имеет право на жизнь? И разве оно бывает лишним в на самом-то деле очень разном и неод­нозначном даже театральном мире?

КАШТАНКА

(актрисы Наталья Коротаева, Дарья Березовская)

Быть или не быть в искусстве? Главная героиня, которая у Чехо­ва вроде бы просто потерялась и нашлась, в постановке Лицейско­го совершает удивительный экс­курс в мир театра. И все-таки возвращается назад, к обычным людям, которые, может быть, это даже не способны оценить.

У нее имелся талант, ей на­чинал открываться большой ус­пех, и она была по-своему счас­тлива. Но все-таки она ушла, потому что так было надо. Не ее незадачливым хозяевам, а ей самой. Живут не для радости, а для совести. Даже став другом искусства, Каштанка Лицейско­го осталась другом человека.

 

Кристина Попович

«Домашняя газета», 26 декабря 2018 / №50 (499)