Снежное искушение

 

Я укачала

Царей и героев… Слушай снега!

Из снежного зала,

Из надзвездных покоев

Поют боевые рога!

А. Блок из цикла «Снежная маска»

 

 

В муниципальном Лицейском теат­ре — премьера по пье­се Евгения Шварца «Снежная королева». Режиссер-постанов­щик — заслуженный артист России Алек­сандр Гончарук. Спек­такль получился жи­вым, летящим. Было видно, что артистам интересно жить на сцене, здесь и сей­час, а вслед за ними и послушным зрите­лям в зрительном зале. Здесь есть театр теней, много музы­ки, танцев. Правда, показалось странным, что в свой первый ви­зит в дом Герды и Кая Снежная королева танцует нечто египетское. Красивейшая, высокая сказка Ан­дерсена. Сначала сам Андерсен затем и Шварц наделили снеж­ную злодейку таким отрица­тельным обаянием и так явно создали атмосфе­ру ее ледяных черто­гов, что каждый раз вместе с Каем со­вершаешь  уси­лие, чтобы пробудиться и от­речься от сего великолепия: «Весь мир и пара коньков впридачу».

Кульминаци­онная сцена — Кай и Герда во дворце Снеж­ной королевы. Как-то слишком тепло, уют­но и солнечно. Конеч­но, очень сложно на не­большой сцене показать бесконечно огромный, пре­красный, снежный дворец. Но без этого ускользает тон­кая паутина чуда. Не знаю, что могло бы сплести ее, создать «пятое», булгаковское, измере­ние — синий свет, эхо шагов, звук ветра, звон льдинок… Тем не менее, великолепный текст Шварца в исполнении Елены Березновой и му­зыка сделали кульмина­цию. Если говорить об актерских удачах, то порадовали сердце     пернатые аристократы — ворон Карл и ворона Клара  в исполнении Дмит­рия Вагина и Ксении Скачковой. Перебивая друг друга, кокетничая, ссо­рясь, мирясь,  еще и жуль­ничая, вороны успевают вписаться в данный им автором    свыше   сюжет. Очень хорош Александр Степанов в небольшой, но яркой роли короля. Капризен, инфанти­лен и добр. Неволь­но переносишь это­го короля в другую, не менее известную пьесу Шварца — «Золушку».

Полтора часа спектакля пролетают практически без «буксовки». Старая и добрая сказка о живых розах, гово­рящих птицах, повзрослевших детях и победившей любви. И хотя в реальной жизни нередко суетишься за металл презренный, на полтора часа вновь поверишь в то, что «есть вещи более сильные, чем деньги».

 

Людмила Баланюк