Снежное искушение
Я укачала
Царей и героев… Слушай снега!
Из снежного зала,
Из надзвездных покоев
Поют боевые рога!
А. Блок из цикла «Снежная маска»
В муниципальном Лицейском театре — премьера по пьесе Евгения Шварца «Снежная королева». Режиссер-постановщик — заслуженный артист России Александр Гончарук. Спектакль получился живым, летящим. Было видно, что артистам интересно жить на сцене, здесь и сейчас, а вслед за ними и послушным зрителям в зрительном зале. Здесь есть театр теней, много музыки, танцев. Правда, показалось странным, что в свой первый визит в дом Герды и Кая Снежная королева танцует нечто египетское. Красивейшая, высокая сказка Андерсена. Сначала сам Андерсен затем и Шварц наделили снежную злодейку таким отрицательным обаянием и так явно создали атмосферу ее ледяных чертогов, что каждый раз вместе с Каем совершаешь усилие, чтобы пробудиться и отречься от сего великолепия: «Весь мир и пара коньков впридачу».
Кульминационная сцена — Кай и Герда во дворце Снежной королевы. Как-то слишком тепло, уютно и солнечно. Конечно, очень сложно на небольшой сцене показать бесконечно огромный, прекрасный, снежный дворец. Но без этого ускользает тонкая паутина чуда. Не знаю, что могло бы сплести ее, создать «пятое», булгаковское, измерение — синий свет, эхо шагов, звук ветра, звон льдинок… Тем не менее, великолепный текст Шварца в исполнении Елены Березновой и музыка сделали кульминацию. Если говорить об актерских удачах, то порадовали сердце пернатые аристократы — ворон Карл и ворона Клара в исполнении Дмитрия Вагина и Ксении Скачковой. Перебивая друг друга, кокетничая, ссорясь, мирясь, еще и жульничая, вороны успевают вписаться в данный им автором свыше сюжет. Очень хорош Александр Степанов в небольшой, но яркой роли короля. Капризен, инфантилен и добр. Невольно переносишь этого короля в другую, не менее известную пьесу Шварца — «Золушку».
Полтора часа спектакля пролетают практически без «буксовки». Старая и добрая сказка о живых розах, говорящих птицах, повзрослевших детях и победившей любви. И хотя в реальной жизни нередко суетишься за металл презренный, на полтора часа вновь поверишь в то, что «есть вещи более сильные, чем деньги».
Людмила Баланюк