Снежная обида Герды
Лицейский театр устроил закрытый показ
Артисты Первой студии «Лицейского театра» переосмыслили «Снежную королеву» Ганса Христиана Андерсена. Они сотворили спектакль, не предназначенный для широкой публики, и устроили закрытый и единственный показ своих размышлений второго апреля – по случайному совпадению, именно в день рождения великого сказочника.
Спектакль-эксперимент «Путешествие Герды» рождался в атмосфере свободного творчества. Фантазирующая команда режиссера и артистов не была ограничена требованиями к репертуарному спектаклю, и работали на один раз, не задумываясь о подробном художественном оформлении и свете. Даже и спектаклем поначалу не называли – студийная работа, рожденная из обсуждений текста классика, из собственных мыслей «на тему», из этюдов и из музыки Альфреда Шнитке.
— Я стою перед закрытым занавесом и кажется, что сейчас начнется спектакль, — обратился со сцены к приглашенным, сидящим в зале, Евгений Бабаш. — Но это не так — вы не увидите спектакль. Это будет демонстрация идеи, демонстрация намерения. Рассказать, про что история? Она очень простая, но если ее не знать, будет непонятно. Это история про девочку, которую обидели – наверное, мальчик, — она думала, переживала, а потом решила простить его, не разбираясь, кто виноват.
Занавес поднимается, на сцене – Первая студия, артисты которой, по словам Евгения, «научились получать удовольствие от процесса фантазирования». В «Путешествии Герды» мало слов, зато много эмоций, много подростковых мыслей вроде «И чего она за Каем потащилась, он же ее бросил» или «А вот я еще не самопожертвовал». После, во время обсуждения, артисты признались: эти мысли принадлежат им самим. Читали книгу, обсуждали, и высказанное постепенно превращалось в собственный текст по мотивам Андерсена. От слов классика здесь практически ничего не осталось, зато сам он является – в исполнении Дмитрия Татарченко, с цветком в руке, с фразой «Вы ничего не понимаете. Я и сам не понимаю».
Фантазию лицеистов каждый зритель истолковал по-своему. Одни пожалели несчастную в своем одиночестве Снежную Королеву, другие посчитали, что ее образ символизирует саму Смерть. Выслушав мнения зрителей, Евгений Бабаш поделился своим толкованием «Путешествия Герды»:
— Все, что вы видели не сцене, на самом деле происходило в голове этой девочки. Она никуда не ходила, она сидела дома и размышляла, и Снежная Королева – это ее обида, которую она в итоге победила.
Слова режиссера публику не переубедили – впечатления от спектакля словами «постскриптум» не изменишь. И каждый ушел со своим пониманием Снежной Королевы, со своими размышлениями и своим отношением к девочке, отправившейся в долгий путь за родной душой.
Татьяна Попова
«Вечерний Омск-Неделя», №15 / 10 апреля 2013 г.