Смейтесь, молодые люди!
Молодой азарт Сергея Тимофеева сразу бросался в глаза. Приехав в 1977 году по распределению в Омск, этот выпускник Щукинского училища тут же стал заводилой весёлых актерских капустников, автором и исполнителем интересных сольных спектаклей: «Первый русского театра артист», «Иуда Искариот», поставленных на сцене Дома актера, Пригласивший его драматический театр ничего, кроме вводов, поначалу не предлагал, и начинающим артистам приходилось расходовать молодое вдохновение «на стороне». У них была веселая компания:: Тимофеев дружил с такими же молодыми актерами драмы Николаем Чйндяйкиным, Дмитрием Лебедевым и Николаем Ханжаровым.
Невероятные розыгрыши, остроумные шутки, блестящие экспромты, рождавшиеся в этой дружеской тусовке, были необыкновенно заразительны. Вот уж поистине «для веселья нам даны годы молодые»! Далеко-далече уехали из Омска друзья юности, сегодня они играют, снимаются, ставят, пишут, поют по другую сторону Уральского хребта, а Сергей Родионович Тимофеев стал педагогом, известным в Омске и окрестных городах режиссером. Он — автор постановок в Новосибирском «Глобусе», Молодежном театре в Барнауле, в омских Лицейском, Пятом театрах и «Студии» Любови Ермолаевой. Совсем недавно вышел в Лицейском театре его спектакль по пьесе московского драматурга, поэта и сценариста Родиона Белецкого «Молодые люди».
-Другая нынче молодежь, Сергей Родионович?
- Нет, практически ничего не изменилось. Главное в этом возрасте — «найти себя», определиться в жизни. По моим наблюдениям, спасается тот, кто умеет посмеяться над миром и над собой.
- Выбор пьесы Белецкого — это ваш собственный выбор ?
- Не скрою, мне давно хотелось выбраться из детских сказок, а тут произошел счастливый случай, когда мое внутреннее желание совпало с желанием нашей молодой труппы. Пьеса, предложенная художественным руководителем театра Вадимом Решетниковым, пришлась по душе всем. Молодые люди по-другому смотрят на жизнь, им зачастую нет дела до «взрослых» проблем, они находятся в стадии самоопределения, и театр должен разговаривать с ними на их языке. Молодой человек, делающий первые в жизни шаги, — это всегда интересно.
- В спектакле прошлого сезона «Комок» актеры Лицейского театра Евгений Бабаш, Олег Малицкий и Вениамин Скосарев играли если не себя, то вполне узнаваемых людей с улицы. А здесь, в «Молодых людях», пьесе, тоже, в принципе, не исключающей подобного способа игры, они просто купаются в лицедействе, заражая и заряжая своим состоянием публику. Из чего возникло это актерское состояние, наверняка заданное режиссером?
- Пьеса простая, но это очевидное достоинство. И это правда. Одновременно просто и смешно писать не каждому удается.
- Ваша публика, и стар и млад, готова хохотать на этом спектакле без передышки…
- Конечно, нам в ходе репетиций за этим смехом необходимо было найти причину, и мы ее для себя определили так: молодые мужчины хотят познакомиться с девушкой, хотят найти любовь. Но можно ли со скучной физиономией показаться интересным замечательной девушке? Герои беспрестанно шутят, шутят не всегда удачно, но они продолжают шутить, потому что находятся в постоянном тренинге, это их способ существования. У них основная энергия уходит на поиск своей прекрасной половины, и они готовятся к встрече с ней. Ирония, юмор — это и есть их мужское оружие, которое может помочь им найти свое счастье, обрести любовь.
- Увы, любовь оказывается капризной дамой…
- Дело в том, что не у каждого сформулирован образ возлюбленной, только одному из наших героев удалось его интуитивно почувствовать… У других подход более потребительский, и у них ничего не получается, хотя устремлены к женщине все трое. У одного нога становится на твердую почву, а других тянет в болото, откуда не выберешься.
- Какие качества, кроме желания лицедействовать, потребовались исполнителям?
- Команда «Молодых людей» состоит из артистов умелых, они уже владеют навыками профессии. Они очень талантливые люди: Женя Бабаш сочиняет замечательные песни, Вениамин Скосарев увлечен театральной живописью, Олег Малицкий, кроме спортивных репортажей, сочиняет стихи, ни один капустник не обходится без этих ребят, эта троица — настоящая надежда нашего театра.
- В прошлом сезоне Лицейский театр поставил пьесу Алексея Слаповского «Комок», нынче — «Молодых людей» Родиона Белецкого… Значит ли это, что Лицейский театр резко повернул в сторону современной пьесы?
- Я думаю, что необходимость в современной пьесе всегда существовала в театре, во все времена, и сейчас, после постановок пьес Спаповского и Белецкого, мы вновь перечитываем современных авторов, где люди говорят сегодняшним языком и чувствуют по-сегодняшнему.
- Какого зрителя вам хотелось бы видеть на вашем спектакле?
- Лучше всего, когда в зале сидят люди, наделенные простотой восприятия, те, которые умеют радоваться погоде, солнцу, молодости, азарту, улыбкам встречных. Те, кто наделен чувством юмора, получают на нашем спектакле очевидное удовольствие. Чтобы сохраниться, человек не должен впадать в грех уныния, вспомните, как нужен был в войну «Василий Теркин», сколько поклонников было у Твардовского! Когда мы крепки духом, когда умеем посмеяться над собой — в любой ситуации можно выжить. Поэтому давайте смеяться, и над собой в том числе!
Беседу вела Светлана Нагнибеда
«Четверг», 1 мая 2001 г.
.