Сергей Тимофеев: «Молодой актёр не имеет права не то что на капризы, а даже на своё мнение»
В Лицейском театре премьера — Вильгельм Гауф «Холодное сердце». Однако поводом для упоминания о труппе лицеистов является не это приятное событие, а желание познакомить омичей поближе с новым художественным руководителем коллектива Сергеем Тимофеевым. Он работал в этом театре со дня его основания и пришел на смену многолетнему лидеру лицеистов Вадиму Решетникову — человеку харизматичному и многогранному. Безусловно, многие сегодня будут проводить параллели Решетников-Тимофеев, но, похоже, нового худрука это не смущает. Он весь в работе и полон творческих планов. О чем и рассказал в интервью «БК».
- Увлечение театром началось с детства?
Да, все из самого детства. Моя учительница любила, чтобы мы читали по ролям, и во втором классе я оказался фантастическим немцем, почему-то читал с немецким акцентом. А в четвертом классе перешел уже на серьезный репертуар — Павлик Морозов, с его убийством. Причем абсолютно неизвестно – откуда что взялось: родители-то к театру совсем не причастны. Школа у меня ассоциируется только с театром: в девятом классе, например, я уже выступал на сцене своего родного Черновицкого драматического театра как победитель конкурса самодеятельных артистов. У нас там был «музычно-драматичный театр», как говорят на Украине. После того памятного раза я потом летом даже поехал в Москву, где посмотрел замечательный спектакль «Село Степанчиково» со знаменитым Алексеем Грибовым. Пройдет совсем немного времени, и я сыграю в этой же пьесе роль Сергея
Александровича. Но это будет уже здесь, в Омске. А тогда на сцене я увидел живую легенду – Грибова — собственными глазами. Правда, к себе на курс во Мхатовское училище артист меня не взял. Первый год для меня в смысле поступления вообще был трагическим. Как и
большинство, я поступал сразу в несколько учебных заведений, но ни в одно меня не приняли. В «Щуку» недобрал совсем немного: нас, таких, как я, было трое, которые прошли все спецпредметы, но не слишком отличились на обычных учебных. Троицу отправили домой. Недобрал, правда, я заслуженно: историю и русский язык сдал на тройки. Ну что делать? Вернулся в Черновцы, пошел работать на мебельный комбинат. А через год снова поехал покорять столицу, и поскольку я уже знал, что меня ожидает, то мне было значительно легче. Было понятно, что делать, что читать и как сдавать экзамены. И, конечно, чуточку везения тоже было. К примеру, то, что в «Щуке» набирал курс Анатолий Борисов — для меня это была большая удача. Он сам по природе своей «простак», и потому у нас на курсе человек восемь «простаков» было. Ни у кого такого количества рыжих, конопатых не наблюдалось.
- Куда сразу после окончания Щукинского училища направил свои стопы «простак» Тимофеев?
- Тогда было распределение. Пришла бумага из Омского драматического, что
они просят двух выпускников направить к ним. А у нас был актерско-режиссерский курс: там было восемь человек, которые уже поездили по стране. Они сказали: «Омск — это классно! Езжай – не ошибешься. Иногда это лучше, чем Москва». Как выяснилось, сокурсники оказались правы. И в 1977 году я отправился к омичам в Харьков, потому что они
тогда гастролировали на моей родине — Украине. Там я впервые и познакомился с теми, с кем мне бок о бок пришлось проработать много лет. В антракте одно го из спектаклей зашел во дворик Харьковского драматического театра. Они как кепочки сняли — гляжу: у Чиндяйкина
(здесь и далее Тимофеев перечисляет фамилии актеров Омской академической драмы, которые тогда были ведущими артистами труппы — прим. автора) — лысина, у Абросимова — лысина, не все волосы есть у ныне покойного Николая Бабенко. Меня приняли замечательно.
Показа не было, потому что было свободное место в труппе. Такое случается
редко, но случается. Помню, Елена Аросева приняла меня за молодого драматурга, потому что у меня было несколько журналов под мышкой. Вместе с омичами я съездил на концерт, к тому времени у меня уже был большой «чтецкий» материал. Читал Шукшина, повеселил публику и моих новых коллег – Надежду Надеждину, Елену Псареву. Они меня приняли очень нежно. Может быть, даже незаслуженно нежно. - Однако, несмотря на то, что вас так хорошо приняли в Академической драме, как актеру вам не удалось себя реализовать…
— Я такой не один. Например, Александр Калягин сменил огромное количество театров в Москве, пока не добрался до своего режиссера. В Омске же мне не повезло. А может, дело не в театре, а во мне. Но с каждым новым режиссером у меня были сложные отношения. С
кем-то полегче, с кем-то совсем тяжело. Видимо, из-за своей недостаточной
«технической оснащенности» я был артистом строптивым. Эта строптивость и не давала возможности режиссерам что-то во мне заметить. Чего он будет возиться, оно ему надо? «Играй или не играй!» — считали они и брали на роли других актеров, а не меня. А в театре надо работать, артист должен быть востребован. Но актер — художник и поэт лишь в пространстве своей роли. Меня же всегда занимал спектакль в целом. В общем, вместо того, чтобы играть, я отчаянно занимался всякой ерундой. Правда, именно эта ерунда потом меня привела к постановкам в Доме актера, во всяких детских кружках, а потом и в профессиональном театре. Так что здесь, очевидно, была какая-то своя дорога, до определенного момента мне непонятная. Но то, что я мог бы играть больше не в таком крупном театре, как Омский академический, а в каком-нибудь поменьше, — это вполне возможно. И, вероятно, моя актерская судьба сложилась бы счастливее. Однако в Омской драме у каждого режиссера были свои актеры, в число которых я не входил. Их, этих востребованных актеров, нельзя назвать любимчиками, просто постановщикам удобнее работать с теми, кто их быстрее понимает. Вот, скажем, с Артуром Хайкиным у нас все началось хорошо, но потом возникли противоречия. Теперь я понимаю, что молодой актер не имеет права не то что на капризы, а даже на свое мнение. Он должен какое-то время подчиняться, пока не станет мастером. И только став им, он может быть соавтором спектакля. А когда началась перестройка, была большая чехарда с режиссерами, там вообще было не до меня. Все время играла на износ одна очень маленькая группа людей. И каждый приезжающий постановщик видел только их. Это правда. И Лысов, и Ицков, и Алексеев — замечательные артисты. Они все играли по праву, набирали все больше и больше мастерства, и отставание тех, кто не играл так много, было совершенно понятным, естественным. Встал вопрос: либо сидеть и ждать ролей, либо что-то поменять в жизни. Я выбрал второе. Так в моей жизни появился Лицейский театр.
…когда началась перестройка, была большая чехарда с режиссерами, там вообще было не до меня. Все время играла на износ одна очень маленькая группа людей.
— К лицеистам вас позвал Решетников?
— Когда возникла идея Лицейского театра, Степанова (бывший директор лицея №66, при котором организовывался Лицейский театр — прим. автора) сразу позвала сюда и Решетникова с Канунниковой, и Прокоп с Алексеевым, и меня. Тогда нам выпал шанс сделать действительно Театр. Было полуразваленное здание, с проваленными потолками, с мышами и велосипедной школой в подвале. Замечательный велотренер говорил нам: «Ну что вы придумали! Ничего же не будет. Вы нас выгоните, а у вас ничего не получится». Однако получилось. И Раиса Степанова много сделала для театра.
- Упомянутая вами Раиса Степанова считает, что проблемы у лицеистов с финансированием начались как раз после того, как Лицейский ушел в свободное плавание.
- Вы знаете, мы и сейчас сохранили достаточно прочные связи с лицеем №66. Это очень практично: дети живут и учатся в этом районе, и гораздо удобнее для нас и для них, что они тут под боком, а не ездят через весь город. Хотя есть и те, кто ездит — их примерно половина. Но сегодня Лицейский театр – очень мощный организм. И в данном случае нет смысла возвращаться под крыло лицея. В тесных связях смысл есть, а вернуться из городского подчинения, чтобы вновь стать школьной структурой — в этом был бы шаг назад. Сейчас нам
надо завоевывать новые рубежи, не теряя уже имеющихся связей со школами и с детьми. Но они не могут порваться, эти связи, потому что именно в них заключена наша питательная среда. - Каким образом вы собираетесь решать финансовые проблемы театра?
Я с удовольствием посмотрел бы на театр, у которого нет финансовых проблем. Они есть и всегда будут. Важно уметь разумно их решать. На данный момент основной источник финансирования деятельности Лицейского театра — муниципальный бюджет со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами. К вопросу о спонсорах: сегодня у нашего театра появилась возможность в мае сыграть в доме-квартире Булгакова в день рождения классика спектакль «Зойкина квартира». И наш директор нашла две трети необходимой суммы. Сейчас мы в поисках небольшой оставшейся части. Цифра эта совсем смешная — около 100 тысяч рублей. Мы не повезем декораций, потому что Вадим Решетников как постановщик«3ойкиной квартиры» очень точно угадал оформление спектакля, которое практически совпадает с интерьером квартиры Булгакова. Мне хочется верить — директору удастся найти эту сумму. Есть и еще одна золотая мечта: о реконструкции нашего здания с целью появления второго зала, на этот раз на 200 мест. У нас есть маленький зал на 75 мест, и если мы сможем перестроить наше помещение таким образом, что дети наши 8-10-летние будут репетировать и играть в нем, то основная группа переместится в зал покрупнее. Тема пристроя или третьего этажа сейчас разрабатывается. Но это, естественно, требует денег. С появлением же нового зала Лицейский приобретет совсем иной статус, превратившись уже в центр: с художественной школой мы сможет сами выращивать собственных театральных художников, будут там и студии других сопутствующих видов искусств. Сейчас же у нас в одном зале и литературная гостиная, и балетный класс, и репетиционное помещение. Если идею с реконструкцией удастся реализовать, то театр станет настоящей гордостью и города, и области. Мы сможет приглашать и принимать гастролеров у себя, проводить фестивали на своей площадке. Это было бы грандиозным шагом в развитии Лицейского театра.
- Лицейский часто называют театром уникальным. А в чем, на ваш взгляд, состоит эта уникальность?
- В соединении любительского и профессионального. Это очень важно, когда ребята, обучаясь в школе или институте, имеют возможность посещать свой театр, играть спектакли, работать под началом профессиональных людей театра. Ребята становятся актерами-любителями, а потом уходят в свою профессию, но вступают в нее, взяв на вооружение воображение и художественное восприятие мира. Это очень толковая идея, чтобы не все артисты становились профессионалами, а лишь часть — наиболее талантливая и наиболее сильная. Потому что профессия актера очень тяжелая, невероятно сложная, и мы даем ребятам это прочувствовать. И я счастлив, что большинство из моих ребят нашли себя в других сферах деятельности, и сегодня никакого отношения к театру не имеют. Но они стали профессиональными зрителями, что тоже очень важно. А в актеры из них выбились единицы. За то время, что я работаю в Лицейском театре, в актерские вузы поступило и закончило около десятка молодых людей. Туда пошли только те, кто по-настоящему понимал, что без этого жить не может. Ведь наша главная задача не готовить воспитанников для актерских вузов, а исследовать мотивы поведения, поступков людей и научить ребят правильно понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Благодаря этому дети очень быстро взрослеют. Во всяком случае мамы об этом говорят открыто. А их ровесники, приходя к нам в театр, лучше воспринимают какие-то глубокие мысли из уст ребят одного с ними возраста. Вот в этом и состоит уникальность Лицейского.
- Из творческих приемов Решетникова вы что-то взяли в свой арсенал?
- Конечно, при долгом общении произошло перетекание от одного к другому, но в профессии мы стоим на разных позициях. Мне интереснее сам человек, это не значит, что Решетникову человек был не интересен. Просто пути, которыми мы шли к результату, были
разными. Он не боялся показывать, навязывать интонацию, а мне интересно, чтобы человек сам дошел до какого-то результата своим умом. Меня очень сильно расстраивает ситуация, когда показываешь, а у человека не получается. Некоторым, как мне, например, необходимо время, чтобы прийти к какому-то знаменателю, чтобы это вошло в нервы, в реакцию. Результат такой работы зачастую гораздо интереснее, чем то, что получается, если бы я натаскал человека. - Не с различием ли творческих манер был связан ваш уход в 2004 году из Лицейского?
- Там был ряд причин. Я хотел двигаться в сторону классики, а театр взял иное направление. Мне показалось, что следует переосмыслить то, что я делал до этого. Все-таки 50 лет, и надо было выбирать: либо ты продолжаешь делать сказочки, либо что-то существенное. Я решил в тот момент двигаться в сторону взрослого театра. А сейчас снова вернулся к лицеистам.
- Собираются ли как-то в Лицейском увековечивать память Решетникова?
— Этот вопрос сейчас решается. Но в любом случае, каким образом память Вадима Станиславовича будет увековечена — следует решать не только нам и департаменту культуры
города, но и всей общественности Омска. Решетников был крупной колоритной фигурой.
Беседовал Василий Романов
«Бизнес Курс», №12 / 4 апреля 2007 г.