Сергей Колмогоров: «В Питере зарплату платят грибами»
В минувшее воскресенье в Лицейском театре состоялся концерт известного в омской рок-н-ролльной тусовке автора и исполнителя песен Сергея Колмогорова, более известного под псевдонимом Мацтук. Последний раз Мацтук пел в Омске около пяти лет назад, специально прилетев для выступления из Питера, куда он много лет назад переехал из родного Омска. Однако и после такого перерыва Мацтука не забыли — концерт прошёл с аншлагом. Рабочим Лицейского даже пришлось устанавливать дополнительные стулья, потому что 70 кресел не смогли вместить всех желающих.
— Ты уже много лет не появлялся на омских площадках т вот выходишь на сцену без привычных длинных волос. С чем связана смена имиджа?
- Волосы я состриг потому, что они перестали виться, шелковиться и расти. И вообще,
надоела кудрявость. - Почему для концерта выбрал театральную сцену?
- Это просто работают старые связи. Пора было заявить о себе, раз уж так надолго мы с женой задержались в этом городе. А новый режиссёр в театре довольно либерален и допускает расширение рамок и форматов, поэтому и получилось так, что концерт прошёл на сцене Лицейского театра. Хотя мне было сложно преодолевать магнетизм театра, чувствовал себя во время концерта не совсем в своей тарелке.
- Я что-то не понял про «надолго задержались». Разве вы сейчас живёте не в Питере?
Уже три года в Омске. Когда мы с женой Галей узнали, что у нас будет дочка, так всё быстренько в Питере побросали — и в Омск. Солнечных дней-то в году здесь больше и недвижимость дешевле. Социальные вопросы в чужом городе очень остро встают, когда у тебя появляется малыш: прописка, больница и так далее. А Омск, какой бы он ни был, город родной. Сейчас дочке три года, она уже способна ко всяким передвижениям, и я тоже стал вылезать из своей берлоги. Кстати, и у неё вызревает музыкальный проект. Когда ей было три месяца, мы с ней первую песню записали. Она там выводила «гули-гули», а я на камеру записывал, потом на музыку наложил. Получилось очень интересно.
- То есть ты в ближайшее время планируешь дочь на сцену вывести?
- Ну, может, не совсем в ближайшее. Прежде чем её показывать, надо о себе напомнить.
- А с каких трудов ты живёшь? Я ведь так полагаю, что музыка тебя не очень кормит?
- Да я много чем занимаюсь, практически всем, чем может заниматься художник: дизайн, дизайн, дизайн. Правда, в Омске особого спроса на это нет, и приходится скакать, как бешеному коню, хватаясь за всё.
- И давно ты стал художником?
- А как в Питер переехал.
- Кстати, а почему уехал из Омска?
- В Омске мы в определённый момент остались ни с чем, лишились квартиры, всего. Это был переломный момент в нашей с Галей жизни. Мы лишились тогда даже поддержки. Близкие люди не смогли нам помочь. На помощь пришли люди со стороны, которые и стали нашими друзьями. Мы тогда покрестились, обвенчались, и после этого нас, словно пробку из шампанского, выбило из нормальной жизни. Началась вдруг такая круговерть, нас долбаси-ла жизнь со всех сторон. Было такое состояние, будто мы — птицы, которым лететь и лететь, и дай-то Бог где-нибудь приземлиться, и чтобы там был наш дом. В Питер мы уехали не зачем-то, а только для того, чтобы как-то продолжать жить дальше. Там, вдали от родного города, прежний Мацтук и исчез, а появился ли новый — я ещё не знаю. В Питере первое время мы просто отходили от человеческой подлости и обмана.
— А чем ты там занялся, в незнакомом городе?
— Да поначалу я ничего не хотел — ни петь, ни свистеть. Потом жена меня начала теребить. Занялся лепкой из глины, потом живописью, начал давать небольшие выступления в клубах. Работал с разными коллективами звукорежиссёром. Я же в Омске до отъезда был диджеем, зарабатывал на жизнь этим, а когда приехал в Питер, то за диджейство мне предложили в три раза меньше, чем в Омске, пришлось себе новую профессию искать. Вот! А незадолго до возвращения в Омск у меня и в питерской музыкальной среде стали расклеиваться отношения. Я бросил пить и курить, что стало вызывать всякие подозрения, меня перестали приглашать на тусовки. А ведь в артистическом деле всё держится на личных связях, постоянном общении. С одной известной группой (не буду её называть) начал работать в качестве вокалиста, но быстренько сделал оттуда ноги. Ребята живут в постоянном наркотическом сне. Я же, наивный, думал, что питерский клуб «Грибоедов» так назван в честь писателя, а там реально зарплату грибами платят, не опятами, конечно.
- У тебя же, если не ошибаюсь, техническое образование?
- Я закончил омский политех, факультет холодильных машин. Но что-то холодильники меня не грели, и через полгода после окончания института я уже никуда на работу по специальности устроиться не мог, потому что ничего уже не помнил. Сходил в армию. Вернулся — и снова собрал ансамбль,
— Тебе сейчас тридцать пять. Что-то изменилось в тебе за эти годы, с тех пор, как ты спел свою первую песню?
— Изменилось за последние три года. Я стал отцом. А это требует какой-то материальной базы, которой я по своей малозаземлённости до сих пор особо не выстроил. С другой стороны, не хочется прощаться с творчеством, зарывать весь наработанный материал. И выхода из этой ситуации я пока не вижу. Метания продолжаются, но с мечтой реализовать себя в музыке я не расстаюсь. Не думаю, что каждый десятый может делать то же, что и я.
- А каким должен стать мир вокруг тебя, чтобы твои песни стали востребованы широкой аудиторией?
- Мир не изменить. Это данность. Продюсер мне нужен. При существующих маркетинговых технологиях вполне можно сделать моё творчество востребованным. А порядок вещей неизменим. Нужно менять себя самого.
- Но ведь ты родился в одной стране — Советском Союзе, теперь вот живёшь в Российской Федерации. Значит, что-то вокруг всё же меняется. Или ты до сих пор стоишь на позиции, озвученной в твоей старой песне «Комиссары»: «Мы не обидим даже мухи, мы не пойдём воевать»?
- В этой песне я весь. Я её написал во время службы в Читинском военном округе. За всё время, что я проходил в лейтенантских погонах, я ни разу не выстрелил из оружия. Состоял я там на должности начальника оркестра. Как-то так меня угораздило. И настолько я пропитался армейской действительностью, что и написал «Комиссары идут на войну». Не считаю, что человек имеет право стрелять в другого человека пусть даже ради самых высоких целей. Исключением может быть для меня, только когда кто-то будет угрожать моим близким.
- По ушедшей юности не тоскуешь?
— Нет. Вспоминаю то время фрагментарно. Как-то больше в моём сердце тоски по мне в возрасте десяти-двенадцати лет, по тому времени, кода мороженное было по восемь копеек в стаканчике, пирожное по двадцать две напротив школы, кекс — шестнадцать копеек, булка хлеба двадцать. Ощущения, которые идут из того времени, мне сильно душу греют.
- Скажи, твоё поколение 35-летних что-то может сказать тему кто идёт следом или это потерянное поколение?
- Конечно, может. Просто наше поколение слишком сильно разметало. Настолько многоярусно все разлеглись по жизни в этом возрасте. Кто-то на позиции олигархов, а кто-то до сих пор не может на работу устроиться. Но поколение рождённых с 1970-го по 1973 год должно внести неоценимый вклад в развитие человечества. Те, кто увлекается эзотерикой, знают, что 1972 год — год звёздного посева. Люди, которые рождались в это время, вообще не должны были родиться. То, что мы родились в это время, не могло не повлиять на нас. И дети, которые рождаются у людей моего поколения, — не совсем обычные дети. Это дети индиго, которые в отличие от нас знают, зачем они пришли в мир. Мы всё мечемся, ищем смысл, а они его уже от рождения знают.
Беседовал Василий МЕЛЬНИЧЕНКО
«Ваш Ореол», 16 января, 2008 г.