Секрет её молодости
Человек, влюбленный в свое дело, — счастливый человек. А если дело это связано с творчеством, если побудительным его моментом становится приобщение к прекрасному ребенка, то это вдвойне счастливый человек. Зинаиде Николаевне Костиковой судьба сполна дарила возможность быть счастливой.
Мечтала стать актрисой, выходить на сцену, покорять сердца зрителей, влюблять в себя – и, пожалуйста – сбылось!
Мечтала встретить наставников, определяющих ориентиры по главной дороге, выбранной ею в жизни, и судьба подарила встречу с настоящим Учителем, примером в творчестве, в отношении к профессии.
Мечтала обрести дело, которым можно гордиться, которым можно продолжать свое творческое долголетие? И вот он, шанс вкладывать все накопленное годами в юные трепетные души – детская студия Лицейского театра, где она двадцать три года работает режиссером-постановщиком и педагогом.
Те, кто знаком с Зинаидой Николаевной, неизменно поражаются ее неукротимой энергии. Она, как активно действующий вулкан, постоянно переполнена мыслями, чувствами, идеями. Она излучает мегакалории тепла, дышит жаром истинной любви, рассуждая о своих любимых подопечных. Сталевары у своих домен не так разогреты и раскалены добела, как Костикова, защищающая свои принципы или отстаивающая конкретных людей. Она клокочет негодованием по всяким важным для дела нестыковкам и неувязкам, готова в одиночку брать Бастилии неприступных бюрократов или просто равнодушных неотзывчивых людей.
Нужно видеть, с какими просветленными лицами о Зинаиде Николаевне говорят артисты взрослой профессиональной труппы Лицейского, красивые и уверенные в себе мужчины:
— Кто еще может найти такие нежные слова при встрече: «Мой дорогой, мой хороший, как же я рада тебя видеть!» Сразу чувствуешь себя особенным человеком, необходимым, важным именно здесь, в этом коллективе, в этом театре!
А Костикова никогда не скупится раздавать свои «витамины радости» молодому поколению. Потому что прекрасно знает на собственном опыте, как важно услышать слова поддержки, участия, теплоты.
Эталоном сердечного душевного отношения к воспитанникам для Зинаиды Николаевны навсегда остался легендарный режиссер Омского ТЮЗа Владимир Дмитриевич Соколов. Юная выпускница Новосибирского театрального института Зиночка Костикова была счастлива попасть в руки этого мага театральной сцены. И сам факт такой судьбоносной для себя встречи называет везением, чудом, счастьем.
Для своих актеров Соколов был непререкаемым авторитетом и в творчестве, и в жизни. Он обладал редким качеством распознавать людей, видеть и понимать их предназначение, умением раскрывать в них лучшие свои стороны, укреплять веру в себя, в собственные возможности. Это был не только феноменально одаренный режиссер, но еще и учитель от Бога. Не случайно именно Владимир Дмитриевич стал основателем знаменитой театральной студии при омском ТЮЗе. И с его легкой талантливой руки целых два выпуска молодых артистов нашли свою дорогу на сцену.
Сама того не сознавая, Зина училась у любимого педагога не только секретам постижения тончайших нюансов актерского ремесла, но и самому принципу, на котором строится отношение мастера и его воспитанника. И через соколовскую школу мудрости поняла еще очень важную вещь: надо уметь завоевывать доверие детей, надо уважать их, не сюсюкать с ними, а держать себя на равных в важных для детворы разговорах. Не случайно же, спектакли, которые ставил Соколов, так активно и романтично побуждали зрителя – и самого юного, и подростка – задумываться о смысле жизни, о выборе своего пути в нем, о том, как важно быть неравнодушным отзывчивым и чутким человеком.
С изумлением наблюдала начинающая актриса Костикова, как ее кумир общался со своей дочкой Верочкой: с каким терпением и нежностью выслушивал ее фантазии и причуды, как растворялся в придуманных ею сказках, каким ласковым огоньком светились отцовские глаза в этом диалоге доверия и творчества. Эти уроки родительской педагогики тоже потом сыграли роль в жизни самой Зинаиды Николаевны. А воспоминания о мастере, после того как он покинул Омск, долгие годы помогали держать ориентиры в жизни, не теряться в сложных ситуациях, верить в победу хорошего.
Кто-то подумает – наивно. Да, некоторая доля наивности свойственна романтикам, к которым всегда относилась Зина Костикова. Но именно романтики делают наш мир лучше, именно они лучшие лоцманы для детишек в мире творчества.
Три десятка лет актриса Костикова прослужила в Театре юного зрителя. Это и особый талант, и особая миссия. Это, если хотите, особый стиль жизни, особый склад характера. Сколько удивительных ролей переиграла эта красавица с широко распахнутыми глазами на тюзовской сцене, сколько воплотила на ней образов и человеческих и сказочных. Удовольствие играть для детской аудитории, радость от звенящего смехом зрительного зала, от лучащихся счастьем глазенок вошло в кровь с тех самых первых спектаклей-утренников.
Поэтому, когда случилось так, что с ТЮЗом пришлось расстаться, произошел еще один очень важный поворот в творческой биографии Зинаиды Николаевны. Она стала педагогом-режиссером в Драматическом Лицейском театре. А случилось все благодаря встрече с основателем театра Вадимом Станиславовичем Решетниковым. Тогда многие в Омске диву давались, узнав, что Решетников, заслуженный артист России, уходит из академического театра драмы. И куда? Можно сказать, в никуда, потому что его мечта сотворить из детской театральной студии при школе № 66 профессиональный театр казалась какой-то причудой, миражом, чуть ли не блефом. А он вопреки всем подобным прогнозам победил!
С доброй улыбкой вспоминал много лет спустя начальник городского управления культуры Владимир Васильевич Шалак, как Решетников артистично бухнулся на колени на пороге его кабинета со словами: «Отец родной, не погуби!» В таких виртуозных мизансценах Вадим Станиславович умудрялся пробивать вопрос со зданием для Лицейского театра. И ведь пробил — с помощью Шалака!
Так что для Решетникова замечательная актриса Костикова с ее именем и репутацией, с бьющей через край энергией, жаждой работать с детишками и перманентно творить добро была на тот момент просто находкой. Он сходу предложил Зинаиде заняться в театре младшей группой. Сам Решетников был убежден, что из трех собственных ипостасей – актер, режиссер, педагог – важнейшей для театральной жизни является именно последняя.
Как рачительный садовник Вадим Станиславович пестовал всех воспитанников своего театра – от самых младших до взрослых, с которыми сам работал над вечерним репертуаром. Но младшей группе он придавал особое значение. И говорил о том, как важно воспитать не просто человека с художественным направлением, с творческими амбициями, а человека с развитым художественным чутьем, с хорошим вкусом. А эти категории тоже родом из детства. Я помню, как он высоко оценивал работу Костиковой, ее умение найти верную тональность в общении и с детьми, и с родителями.
Мне довелось не раз присутствовать на костиковских занятиях, на репетициях с ребятишками 6-10 лет. Соколов точно мог бы гордиться такой воспитанницей на поприще театральной педагогики! Как скрупулезно и тщательно отрабатываются Зинаидой Николаевной малейшие оттенки и прозаических текстов, и стихотворных. Как старается она, чтобы смысл произносимых слов был освоен маленькими артистами не автоматически, а вдумчиво, глубоко, по-настоящему. Она предлагает детям обстоятельства, в которых они почувствовали бы себя раскрепощенными, свободными, и переносит их настроение и мироощущение на материал, с которым сейчас они работают. Она своих воспитанников делает юными философами, размышляющими над простыми, но очень важными для человека вещами. Ребята, прошедшие через студию Зинаиды Костиковой, становятся раскрепощенными, умеют стройно и логично мыслить, красиво и правильно говорить, естественно держаться, артистично двигаться. Процесс такого волшебного преображения вполне поэтично Костикова называет «отращивание крылышек».
Не сосчитать, скольких студийцев таким образом она надежно поставила на крыло, в буквальном смысле слова дала путевку в жизнь. Созданные ею спектакли – «Рождественская звезда», «Жил был слоненок», «Волшебный цветок», «Таинственный гиппопотам», «Маленький Мук», «Коротышки в сказочном городе», «Чудеса в лукошке» — можно смело назвать классикой детского театра. Столько в них доброты, солнечного света, любви к людям, к родной земле, к сибирской природе, к хорошей литературе. Кому как не Зинаиде Николаевне пришла идея к юбилею Омска поставить спектакль по произведениям нашего земляка, изумительного детского поэта Тимофея Белозерова. «Чудеса в лукошке» — это такой праздник и детской поэзии, и радости постижения родной природы, и веселых сказочных приключений с таинственной лохматой Букой, и романтических прогулок по лесным тропинкам. Музыку написала Наталья Добросердова, режиссер-педагог — Гаянэ Енгибарян, хореограф – Ирина Горэ. Получился прекрасный подарок от юных омичей родному городу. Этот спектакль на фестивале «Сибирь зажигает звезды», проходившем в нынешнем году в Новосибирске, получил Гран-при! А Зинаиде Николаевне вручили сразу два победных диплома: «Лучшему руководителю» и «Лучшему режиссеру-постановщику».
Впрочем, наград, собранных воспитанниками Костиковой на престижных конкурсах, насчитывается немало. Несколько лет назад на ХII Московском всероссийском фестивале школьных театров «Русская драма», куда младшие лицеисты привозили спектакль «Коротышки в сказочном городе» в постановке Костиковой и Енгибарян, омичи собрали целый букет призов. Диплом за лучший актерский ансамбль дополняли еще пять именных наград юным артистам из Лицейского театра. Были особо отмечены Саша Горюнова (Кнопочка), Володя Билык (Незнайка), Даниил Драир (Пончик) и ведущие – Катя Тевелевич и Настя Таран. В довершение всего, театру вручили грамоту от Центра Саманты Смит «За верность Его Величеству Театру, глашатаю отваги, мужества и любви».
Когда в июне нынешнего года в Лицейском театре проходил юбилейный вечер Зинаиды Николаевны, надо было видеть и слышать, с какими сияющими лицами и с какими искренними душевными словами выходили поздравлять юбиляра представители театрального сообщества и общественных организаций города и области. Как раз накануне этого события Костиковой присвоили звание заслуженного работника культуры России, и это обстоятельство, конечно же, добавляло блеска и красок в поздравительные монологи. А былые воспитанники Зинаиды Николаевны, живущие теперь в Москве и Петербурге, позаботились создать для любимого педагога целый видеофильм-поздравление. И как изобретательно и с какой любовью и нежностью они это сделали! Александр Прошин и Андрей Мясников, актеры московских театров, сформулировали главную мысль всех поздравлявших воспитанников: «Вы растили нас в атмосфере любви и добра. Нам очень повезло».
Нынешние младшие «лицеисты» – уже выпускники — с воодушевлением исполнили для своего педагога песню про Третью студию. Это музыкальное поздравление – полностью творчество студийцев. И слова, и музыку написали воспитанники Костиковой. Этот гимн своей театральной школе – самый яркий факт признания, что студия Зинаиды Костиковой – это студия счастья. Воспитанники гордятся, что занимаются они с замечательным умным педагогом, увенчанным званием «Легенда омской сцены». А юбиляр ответила любовью на любовь, сделав такое признание:
— Уверена, куда бы ни завела наших выпускников жизнь, они станут достойными людьми. Мы ставим спектакли, которые взращивают патриотические чувства. Мои ребята – это не завтрашняя Россия, а сегодняшняя. Люблю каждого, знаю, что не предадут и не подведут. Считаю, что наш Лицейский театр – фундамент, основа их судьбы.
Эти слова сказаны счастливым человеком, сохранившим годам вопреки удивительную молодость души, красоту, женское обаяние и блеск своих лучистых глаз.
Людмила Першина
«Омская муза», декабрь 2018 г./№47