Светлана ПОЗДНЯКОВА: «Всегда нужно хранить в себе нерв для финала»

«Я пришла в Лицейский осознанно, понимая, что хочу быть в этой профессии. Через полтора года занятий в клубе я впервые вышла на сцену – ввели на роль Рыбки в сказке «Летучий корабль». И вот уже десять лет, как я в этом театре».

Светлана Позднякова сегодня – одна из самых заметных молодых актрис на камерной лицейской сцене. Яркая характерность и органика, интересные работы, стремительный творческий рост. И улыбка – застенчивая и задорная одновременно.

Она из тех актрис, кто всегда готов экспериментировать и азартен до нового. В свои 27 Светлана – обладательница самой главной для театрального Омска актёрской награды – премии имени народной артистки РСФСР Татьяны Ожиговой за работу в «Братьях и сёстрах» по роману Фёдора Абрамова.  А тот, первый спектакль – «Летучий корабль»… Света играет в нём до сих пор. Правда, уже не рядовая Рыбка, а Рыба-пила. Такое вот творческое «повышение». «Очень люблю эту роль, – признаётся Светлана. – С неё всё началось в моей актёрской судьбе».

 

БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ

«Для меня услышать своё имя в числе победителей было очень неожиданно. Премией награждают тех, кто уже имеет большой опыт работы в театре, многое сыграл и достиг определённых высот. Я даже не предполагала, что такое может произойти со мной. Статуэтка теперь сто- ит у меня дома. И у всех, кто берёт её в руки, реакция примерно одинаковая: тяжёлая – значит, настоящая!» – улыбается Светлана.

Насколько ощутима в руках тяжесть Крылатого гения, статуэтку которого вручили ей за исполнение роли Анфисы Мининой в «Братьях и сёстрах», настолько велика и ответственность – и актёрская, и человеческая.

– Для всех нас в Лицейском театре это, безусловно, больше чем спектакль, это наше общее высказывание, – признаётся Светлана. – Внутренне тема войны меня всегда трогала, но я никогда об этом не говорила, не обсуждала, не занимала ничью сторону. Мне казалось, что это неприкасаемое. Нужно найти в себе силы, чтобы рассказать честно о том, что от нашего поколения уже довольно далеко. А здесь пришлось заговорить. На сцене. Так, как будто я там была и видела всё своими глазами. Это до сих пор тяжело, и после каждого спектакля мне нужно время, чтобы восстановиться. «Братья и сёстры» – тяжёлая работа. Но любимая.

Какой бы ужас ни выпал на долю человека, самое главное – чтобы рядом было чьё-то плечо, на которое можно опереться. Спустя эпохи и войны у человечества сохраняются базовые ценности – дружба, любовь, верность, на которых всегда можно построить что-то важное. Об этом думает актриса, выходя на сцену в роли Анфисы Мининой, и эту мысль хочет оставить в зрителе после спектакля.

Идти в параллель с внутренней драмой Анфисы сложно, не скрывает Светлана. Объём персонажа выходит далеко за пределы борьбы за жизнь в условиях военного времени. Женщина со сломанной судьбой хочет любить, несмотря ни на что.

«Мне тяжело было найти ключи к этой героине, приблизить к себе, принять и передать её боль на сцене. Тяжело ещё и потому, что эта роль не терпит промахов. Здесь нет права на ошибку. Если у тебя что-то не получится, «не сработает», и ты не возьмешь нужную «ноту» в финале, то потеряешь спектакль, который три часа выстраивает и ведёт большой коллектив твоих коллег. Это огромная ответственность, которая каждый раз требует серьёзных внутренних затрат», – рассуждает Светлана Позднякова.

Роль на сопротивление ещё и потому, что это первая для молодой актрисы возрастная сценическая работа. Изменилось и амплуа. С острохарактерных персонажей – к социальной героине. Режиссёр Сергей Тимофеев открыл перед лицеистами возможности для новых внутренних поисков. Именно характерность актрисы поможет сформировать какие-то иные, необходимые и очень важные акценты в героине, которые сделают незаметной возрастную разницу (в романе Анфисе Мининой 36 лет) и приблизят образ к сегодняшнему зрителю.

«Я перешла в другую возрастную плоскость, и мне здесь всё интересно. Я осознаю, что пройдёт ещё несколько лет, и от многих ролей мне придётся отступиться – возраст ведь не перечеркнёшь. Но сейчас я об этом не думаю, просто получаю удовольствие от самого процесса», – признаётся актриса.

ТОЧКА НЕВОЗВРАТА

Работа над «Братьями и сёстрами» выпала на сложный период. Были и карантины, и дистанционка, и долгие паузы. Только-только погрузившись в материал, объёмный, энергетически затратный, нужно снова нажимать на «стоп» и оставаться в четырёх стенах наедине с самим собой.

Для Светланы дорога к премьере оказалась одной из самых непростых. Параллельно с выпуском спектакля нужно было сдавать экзамены в Москве – актриса мечтает о режиссёрском образовании и планирует стать студенткой Театрального института имени Б. Щукина. До финала конкурсных испытаний добралось 30 кандидатов из 300, актриса Лицейского – среди них.

– В последний момент отсеяли шесть человек, и я оказалась в их числе. Но сейчас я думаю, это было нужно, чтобы вернуться в театр с новыми силами и завершить работу, – рассуждает актриса.

Каждый раз, к каждому спектаклю нужно подбирать ключик, искать внутри себя «болевую точку», возвращаться к прошлому опыту. Без этого не будет правды, это азбучная театральная истина. «Братья и сёстры» научили молодую актрису искать ресурсы в себе, даже когда кажется, что это невозможно.

– В один момент, практически накануне премьеры, я вдруг ощутила: всё, не могу, у меня нет сил, нет болевых точек. Это было страшное ощущение. Ситуация эмоциональной перенасыщенности стала точкой невозврата. Я поняла: свои резервы нужно пополнять так, чтобы их хватало даже на самый сложный спектакль, и в твоей внутренней коробочке всегда хранился нерв для финала. Это очень полезный опыт для меня как для актрисы. А ещё я поняла: каждый день мне нужен хотя бы час для самой себя, чего бы это ни стоило. Пройтись пешком до дома, посмотреть по сторонам, вдохнуть свежего воздуха – не- важно, что именно. У нас такая профессия: сначала нужно что-то взять для себя, чтобы было что отдать зрителю.

 

НА СВОЁМ МЕСТЕ

Пока на горизонте ещё не появился театр, Света Позднякова считала, что будет петь на эстраде. Без сцены в любом случае не жить. Все семейные праздники начинались с обязательных концертов: Света красила губы, вставала на стул и начинала: «Ветер с моря дул…». Едва допев первую строчку, девочка останавливалась, просила: «Похлопайте мне!», а затем продолжала.

Когда ученица одиннадцатого класса пришла в клуб при Лицейском театре, которым тогда руководили актёры Игорь Горчаков и Мария Токарева, она вдохновилась не только возможностью однажды выйти на профессиональную сцену. Ей хотелось научиться так же, как они, зажигать в людях искру любви к театру и творчеству.

– Они были очень чуткими педагогами, и весь наш клуб не пропускал ни одного их спектакля. Мы смотрели их по пятьдесят раз, плакали, хлопали, писали отзывы, – вспоминает Светлана. – Я мечтала, что когда-нибудь сама смогу руководить клубом и помогать ребятам, которые хотят прикоснуться к театру. Потом руководство перешло к актёру Александру Боткину, и я обивала все пороги, чтобы меня взяли ему в помощь. В итоге я стала вторым руководителем, и уже третий сезон мы с Сашей ведём ребят. Я радуюсь их успехам и переживаю за неудачи. Получая от них отклики, я думаю: наверное, я на своём месте. Да и пять лет учёбы в пединституте не прошли даром. Сегодня многие ребята уже не в клубе, кто-то уехал из Омска, нашёл себя в другой профессии. Но мы всё равно поддерживаем общение, это очень ценно.

Сегодня Светлана улыбается: повезло так быстро выйти на сцену, обстоятельства сошлись. А потом почти сразу же театр отправился на гастроли, которые добавили впечатлений о театре юной актрисе. Первой по-настоящему серьёзной и самостоятельной работой стали «Иллюзии» режиссёра Евгении Мальгавко по пьесе Ивана Вырыпаева. Над спектаклем работало шесть человек – режиссёр и пять артистов, в их числе и Светлана Позднякова. «Иллюзии» оказались не только любопытным творческим экспериментом, но и точкой отсчёта доброй человеческой дружбы, единомыслия, а главное – моментом серьёзного профессионального старта. Историю в жанре «драматической реальности» о двух семейных парах в поисках ответа на вечные вопросы хорошо приняли зрители, а на Международном театральном фестивале «Вайгель» в Саранске омичи получили диплом за работу с современной драматургией.

Потом очередной этап и очередная актёрская планка – роль Кати в «Пяти вечерах» в постановке Владислава Пузырникова. Работа с новым режиссёром – это всегда интересно, считает Светлана: свежий опыт, интересный профессиональный тренинг, другой угол зрения. Тандем с Алексеем Осиповым, который сложился ещё в работе над «Иллюзиями», окреп, стал ярче и многограннее в «Пяти вечерах» (артист исполнил роль Славика). Этот актёрский дуэт стал одним из самых заметных в спектакле.

Ну и, конечно, «Братья и сёстры», третий важный шаг в профессии для Светланы Поздняковой.

– Это ещё и самая крупная моя работа с Сергеем Тимофеевым. Раньше были роли эпизодические, второго плана. А тут – главная. Серьёзное взаимодействие как режиссёра и актёра у нас с ним произошло именно на этом материале. Стоило ждать столько лет, чтобы получить такую возможность, – говорит Светлана.

МАСТЕР-КЛАСС ОТ НИКУЛИНА

Актёр перестает быть актёром, если считает, что всему научился и всё умеет, уверена девушка и поэтому не перестаёт учиться – у партнёров, мастеров, более опытных коллег. Хочется набрать знаний, инструментов, «школы». Два года подряд она пытается взять свою очередную высоту и поступить на режиссерский в столичную «Щуку». Говорит: «Не собираюсь ставить спектакли в каждом театре России, просто хочу больше знать о профессии, а режиссёрский взгляд, – убеждена Светлана, – расширяет ракурс восприятия, присущий актёрам».

С Москвой не получилось дважды. Третья попытка будет обязательно.

– Я упёртая. Или как это правильно называется?.. Целеустремленность, наверное? Ведь третий раз – алмаз! – смеётся актриса.

Жадность до новых ощущений и впечатлений стимулирует её принимать участие в экспериментальных проектах, которые в Лицейском очень любят. Наверное, если бы не театр, она пробовала бы себя в самом разном. Чем больше сфер, тем интереснее.

Если бы для учёбы можно было выбрать себе любого мастера, я пришла бы, когда это было бы возможно, к Юрию Никулину. Он гениальный, я всегда восхищалась им. Он с самого начала хотел быть артистом, но ему все говорили: внешность у вас неподходящая. Никулин отучился в цирковом, пришёл в кино и стал любимым артистом страны. Мне тоже когда-то говорили, что актёрство – это не моё. А я читала историю жизни Никулина и думала: ну если он не остановился и достиг своего, значит, и я не остановлюсь. Сила духа – это свойство человека целеустремлённого и составная часть профессии.

Валерия Калашникова

«Омск театральный», №47 (69) / декабрь 2021