Самый долгий «разговор»… или «Давай с тобой поговорим» на пивных ящиках!

 

 Даже в самом молодом театре Омска — Лицейском театре — юбилеи отнюдь не редкость: спектакль «Давай с тобой поговорим» был сыгран в 150-й раз.

Краткая информация тем, кто за семь лет (спектакль был сыг­ран впервые в 1997 году) так и не принял приглашение погово­рить. В основе постановки лежит авторская песня, все полтора часа актеры хором, поодиночке или дуэтом поют под гитару. Ми­нимум декораций, тепло и даже какая-то домашность, что, впро­чем, положено музыке бардов. Поначалу и вовсе кажется, что сту­денты собрались действительно просто поговорить о чем-то сво­ем, ими созданном. Несмотря на то что на спектакле присутство­вали даже школьники младших классов, создается впечатление, что обращен он все-таки к студентам. Об этом и о многом другом мы поговорили с ведущими актерами Лицейского театра Вениа­мином Скосаревым и Евгением Бабашем.


Кор.: А как вы сами относи­тесь к авторской песне?

В. С: Ну не скажу, чтобы я с ума сходил. Я, вообще-то, очень люблю джаз как музыкальное на­правление. В бардовской песне меня привлекает поэзия. Не знаю, можно ли отнести к бардам того же Окуджаву, но для меня это пик ав­торской песни. «Иваси» только пе­репрыгнули, они стали делать ка­кие-то сложные вещи, гармонию.

Кор.: Спектакль, сыгранный в день премьеры, чем-то отличает­ся от сегодняшнего?

B.C.: Этот вопрос всегда зада­ют, когда сыграешь 150 спектаклей. Про любой спектакль спрашивают: «Отличается?» Конечно, отличает­ся! Рассказывать очень долго, чем они отличаются. Первоцвет есть первоцвет. Песни эти звучали впер­вые, да и волнение было другое, другого качества, энергия другая. Сейчас, естественно, все меняется. Привыкаешь к песням, привыкаешь к работе. Ну, стараться нужно себя «вздергивать». Как говорят, цитата знаменитая для актера: «Каждый раз — как последний». Не скажу, что у меня всегда это получается. В этом спектакле все-таки обяза­тельно надо это учитывать, потому что песня фальши не терпит, тем бо­лее такая. Это не включил плюсик и пошел рот открывать. Не подторгу­ешь, в общем, не подменишь.

Кор.: Может ли настроение ак­тера влиять на его роль? Или здесь, как в аптеке, ничего менять нельзя?

В. С: Я думал, никаких измене­ний вносить не нужно, все должно идти, как было. Теперь понимаю, что нет. Все-таки человек всегда меня­ется, каждую минуту, а тем более — актер, он вообще может каждую се­кунду меняться, как вода. Нужно, ко­нечно, не выносить весь свой багаж, грусти или тоски какой-то, но всегда к этим вопросам, которые на спек­такле поднимаем мы через песни для себя, нужно мое отношение.

Кор.: Спектакль называется «Давай с тобой поговорим». Кто же является участником беседы?

Е. Б.: С одной стороны, это зри­тели, которые пришли на спектакль, которые постоянно меняются. А с другой — мы. Не в смысле актеры, а мы как выразители какого-то опре­деленного настроения. Мы как пред­ставители, если хотите, сегодняш­него молодого поколения. Но это все ерунда, это как-то пафосно звучит.

В. С: Да, молодежное — не очень звучит.

Е. Б.: Ну, в общем, пусть те де­вять человек, что стоят на сцене, это и есть мы, свое частное мне­ние выражаем.

Кор.: А как долго может про­существовать спектакль?

Е. Б.: Если хороший, если он живой, то сколько угодно. А если спектакль стареет, его надо сни­мать, даже если он всего десять раз отыгран. Да, Вениамин?

В. С: Я полностью поддержи­ваю.

Кор.: Что значит «спектакль стареет»?

Е. Б.: То есть у тебя лично, и как у актера, и как у человека, не вызывает уже тех эмоций, живых, настоящих. Отыграл свою роль по схеме и пошел. Если такое отно­шение к своей роли, к спектаклю, то, значит, пора снимать.

Кор.: Что бы вы изменили в спектакле, чтобы сделать его бо­лее актуальным?

Е. Б.: Его надо, пожалуй, сде­лать менее пафосным. Нам пред­ложили его на ящиках из-под пива играть — весь пафос исчезнет. Мы станем живыми и понятными для зала (А. М. — пересели на пивные ящики и сразу стали понятными…).

В. С: Бардовская песня роди­лась где? Во дворе она родилась, у костра.

Е. Б.: На кухне.

В. С: На кухне, во дворе, на пивных ящиках. Соответственно, поэтому идея и возникла.

Кор.: Евгений, есть ли у вас любимые строки в спектакле?

Е. Б.: Мне нравится «Но откры­вается другим все то, что близким берегут…». Мне кажется, так случа­ется каждый день в нашей жизни.

 

Анна Мезенцева

Июнь 2004 г.