Русский без стерильности
Актер Лицейского театра Игорь Коротаев 21 февраля встретил очередной день рождения. А на следующий день прозвучали поздравления «Без заглавных и запятых» — так актер назвал свой творческий вечер, собравший в зрительном зале родных, близких и поклонников театра.
Треугольная абракадабра
Преданные зрители Лицейского театра знают: творческий вечер Игоря Коротаева – это всегда юмор с глубоким смыслом, оригинальный авторский текст и много импровизации. И уже не впервые актеру предлагают сделать из своего выступления полноценный спектакль. Если прошлая встреча Игоря о детстве оказалась слишком личной, чтобы сыграть больше одного раза, то тема нынешней достаточно актуальна, чтобы выйти с ней на сцену лишь однажды.
Артист считает, что «Без заглавных и запятых» — это тема современного человека, который пишет мгновенные сообщения, забывая о таких «мелочах», как правила русского языка.
— Скорость ежедневного общения стирает традицию, — говорит Игорь. — Как-то я поймал себя на необразованности, то есть неумении изложить свою мысль, сократив ее до смысла. И начал изучать проблему. Словарь Даля принес мне множество открытий. Первым в словаре попалось слово «абракадабра». Я жил с ним двадцать лет и всегда думал, что оно означает «бессмыслица». Ан нет! Оказалось, что абракадаброй назывался оберег в форме треугольника, который вешали на шею. Так я стал «вкапываться» в слова. Результат вы увидели сегодня – мой текст плюс 40% импровизации. Кстати, написав все это, я наткнулся на спектакль Евгения Гришковца «Прощание с бумагой». Оказалось, наши мысли перекликаются. Из моего материала тоже можно сделать спектакль – для этого нужно определиться с аудиторией и найти правильную форму.
Бумажная магия
…Свет погас, занавес поднялся – и зрителям явилась творческая атмосфера: разбросанные по полу листы бумаги, картонный ноутбук и печатная машинка на столе, рисунки на стенах. Кто он, хозяин этой комнаты – поэт или художник? Он встречает нас с гитарой, в простой футболке и тапочках – он считает нас своими и готов к откровенностям. Взгляд цепляется за висящие по краям сцены плакаты с крупными «ЖЫ ШЫ» и «ОК», и вот тут-то ты понимаешь, что за этими двумя надписями и кроется главный смысл переживаний героя спектакля.
А переживаний много. Душа актера болит за то, что современный человек замусорил русский язык, что отучился писать настоящие, ручкой по бумаге, письма, перестал отправлять открытки с живыми пожеланиями.
— Я ненавижу открытки со скопированными и вставленными стишками — их все равно никто никогда не читает, — считает Игорь Коротаев. – Но, с сожалением должен признаться, я сапожник без сапог: сам крайне редко пишу бумажные письма. Однако все написанное бережно храню: одиннадцать лет назад, когда я только влюбился в свою жену, все писал на бумаге, и свидетельства тех дней до сих пор лежат у меня в ящике стола. В бумаге есть что-то магическое.
Магическое философствующий артист видит и в отдельных словах – как ни парадоксально, большей частью «неправильных», нелитературных. Так, словно по мановению волшебной палочки, за словом «исть» появляется образ любимой бабушки с ее вкуснейшими блинами. А потому слово это не вызывает отторжения. Да, Игорь ратует за разумную чистоту языка, отрицая стерилизацию текста до идеальности:
— Я противник мата, в моем доме на него табу — это, если хотите, определенный вид дисциплины. Но при этом считаю, что можно до бесконечности расщеплять мир на правильное и неправильное, и иногда правильное убивает настоящее. А я – за настоящее.
Татьяна Попова
«Вечерний Омск», №9 / 1 марта 2017 г.