Рождённый в творчестве, созидании и любви
Именно такие ощущения оставил после себя прошедший с 3 по 9 марта в Челябинске Международный фестиваль-лаборатория спектаклей малых форм «CHELоВЕК ТЕАТРА».
Рождённый в молодом, творчески горящем, талантливом коллективе Нового Художественного Театра, фестиваль вот уже третий год становится настоящим праздником для театральных гурманов. Евгений Гельфонд, художественный руководитель и идейный вдохновитель фестиваля, так говорит о его основных принципах: «Сегодня нужно объединяться на вечных, всем ясных и никем не отрицаемых ценностях, таких как милосердие, добро, братство. Предельно важно, чтобы территория этого фестиваля была гуманистической и созидательной».
Идея нашла поддержку у Главы города С. И. Мошарова и начальника Управления культуры Челябинска Д. В. Назарова, а также – отклик у мирового профессионального сообщества.
Так, в числе единомышленников и помощников фестиваля — Нина Мазур (г. Ганновер, Германия) — театровед, театральный критик, вице-президент Международного Форума Монотеатра при Международном Институте театра (ЮНЕСКО), Член Международной ассоциации театральных критиков (ЮНЕСКО); автор нескольких зарубежных театральных фестивалей. Среди постоянных членов экспертного совета – Нина Шалимова (Москва, Россия) — доктор искусствоведения, профессор РАТИ, член Комиссии по театральной критике СТД РФ и Татьяна Котович (г. Витебск, Беларусь) — доктор искусствоведения, профессор, театральный аналитик. Второй год подряд экспертом становится и Александр Вислов (Москва, Россия) — неоднократный эксперт Национальной театральной премии «Золотая Маска», программный директор Международного театрального фестиваля «Академия» (г. Омск).
О растущем интересе к фестивалю говорит и количество заявок, и число зарубежных театральных коллективов, составляющих теперь уже почти половину афиши. В этом году оргкомитет получил около 100 заявок из стран ближнего и дальнего зарубежья – в итоге, только 15 из них прошли строгий художественный отбор и были приглашены творческим советом. Таким образом, в афишу театральной лаборатории вошли коллективы из Сербии, Израиля, Грузии, Молдовы, Казахстана и России.
Разнообразие наблюдалось не только в географии участников, но и в жанре постановок. Столь привычные зрительскому восприятию драма и романтическая история соседствовали с различными фантазиями на темы — Гоголя, Пушкина, Блока — и смелыми пластическими экспериментами.
К последним можно отнести спектакль Ксении Петренко «A.Rimbaud», созданный вместе с артистами театра-студии «Манекен» (г. Челябинск). В основу постановки легло творчество и судьба французского поэта-символиста XIX века Артюра Рембо. Используя исключительно визуальные, пластические и аудиальные образы, режиссёр попыталась отразить всю неоднозначность, сложность, противоречивость личности поэта. Это было довольно смелое решение: исключительное доверие зрителям, уверенность в том, что они наверняка знают героя спектакля. Думается, что это не так, и здесь кроется опасность. Но с другой стороны, популяризация наследия авторов – это тоже важная функция театра.
Сполна эту функцию осуществляет коллектив «Narodno pozoriste Sombor» из сербского города Сомбор. Представив фестивальной публике спектакль «Мастер», основанный на драме «Создаём Томаса Манна» Федора Шили, артисты за полтора часа сумели очень ёмко, ярко, глубоко рассказать о непростой судьбе и драме – не только знаменитого писателя, но и всей Европы первой половины XX века. Замечательно то, что в спектакле единственным и достаточным образом является телега с перевязанными книгами – как многозначный символ: это и страсть, достоинство героя, и забываемое прошлое, и память поколений, и вечное путешествие во времени. Сжигание этих книг в финале спектакля становится логичной развязкой – и точным образом надвигающейся трагедии для всего мира – зарождения фашизма.
Тема человека как винтика в большой и угрожающей машине реального мира была отражена во многих спектаклях фестивальной афиши. Здесь нельзя не сказать о постановке Нового Художественного театра «Нос в белую ночь» — сценической фантазии по произведениям Н. В. Гоголя. Выполненный в стилистике стимпанка и открытый режиссёром Е. Гельфондом ключом игрового театра, спектакль производит впечатление на первый взгляд бессвязного калейдоскопа — героев и сюжетов гоголевских новелл, театральной бутафории и немецкого акцента. Но к финалу кусочки этой мозаики складываются и очень чётко и ясно звучат вопросы: что есть для нас самих наша жизнь? На что мы её тратим? Что есть в ней настоящего? И пусть они кажутся банальными, но ведь самое главное в жизни выражено очень простыми словами, правда? И это особенно ценно сейчас, когда современные режиссёры усложняют свои постановки и наполняют их псевдосмыслами. Е. Гельфонд же остаётся верен гуманистическим принципам театрального искусства.
Возможно, что такими принципам руководствовался и руководитель Молодёжного театра «Предел» (г. Скопин, Россия) Владимир Дель, когда ставил спектакль «Красный угол», основанный на рассказах секиринских бабушек. Но, на мой взгляд, это действо сложно назвать спектаклем. Конечно, В. Дель в самом начале предупредил о том, что это, скорее, мероприятие, но такая ремарка показалась кокетством. Всё-таки становясь зрителем театрального фестиваля, мы ожидаем увидеть некую сценическую форму — прежде всего. А проект данного театра больше напоминал лекцию об истории рязанского костюма, дополненную визуальными элементами и игрой с залом.
По-настоящему ярким событием фестиваля стал спектакль «Балаганчик» по А. Блоку Челябинского областного камерного театра: режиссёр и хореограф, лауреат театральной премии «Золотая маска» Лариса Александрова предложила театральные вариации на тему любви и смерти. Потрясающая по своей силе и смысловой нагрузке многоплановая сценография, шарманочная музыка, марионеточная пластика артистов, пульсирующий и точно выстроенный свет, бьющая по глазам яркость костюмов – каждый элемент спектакля работает на его содержание. На первый взгляд перед зрителем разыгрывается драма Автора: его герои более ему не подвластны, они сливаются с реальным миром, становятся пошлыми и вульгарными куклами. И даже единственное его спасение – Любовь – и та превращается в часть этого всеобщего балагана, руководит которым Смерть. Внешняя фарсовая форма спектакля вскрывает внутреннюю драму, кризис духовности – и тем сильнее чувствуется безнадёжность и обречённость, зыбкость и призрачность жизни и счастья. И снова авторы спектакля задаются вопросом (и задают его зрителям), кто же является хозяином нашей судьбы? Властны ли мы над ней? Постановка оставляет после себя необъяснимый шлейф, хочется снова и снова пытаться проникнуть в ткань сложного, многослойного театрального произведения – оно словно завораживает.
В принципе, каждый театральный коллектив заслуживает отдельного разговора. Во всех спектаклях фестиваля было что-то, что запомнилось зрителям и было отмечено критиками. Так, например, Пермский театр «У Моста» собрал полный аншлаг на своём спектакле «Калека с Инишмана», и члены экспертного совета не могли не сказать о потрясающей «сделанности» постановки, сочетании в ней эксцентризма и лиризма, теме человечности, чистоты и света, которую она несёт. Трогательный спектакль «Жду тебя. Мама» театра «Лестница» (г. Тель-Авив, Израиль), стильная «Пиковая дама» Камерного драматического театра (г. Вологда, Россия), яркие актёрские работы Драматического Лицейского театра (г. Омск, Россия) в спектакле «Убийство Гонзаго».
К такому празднику для души и интеллекта мог приобщиться каждый. Особенностью III фестиваля «CHELоВЕК ТЕАТРА» стала трансляция спектаклей онлайн. Кроме того, можно было стать и свидетелями обсуждения их членами экспертного совета. Таким образом, пространство фестиваля расширилось, и мировое театральное движение вышло далеко за пределы зрительных залов.
Международный фестиваль-лаборатория спектаклей малых форм «CHELоВЕК ТЕАТРА» стал настоящим форумом, где, помимо традиционных демонстрации различных форм и тем театрального искусства и обмена опытом, каждый участник мог почувствовать себя частью большой театральной семьи.
«Это всё чрезвычайно необходимо сегодня творческим людям, причем тем, кто не превращает искусство в сектор коммерческой деятельности, а стремится сохранять традиции высокого достоинства творца, — говорит Татьяна Котович. — В поле фестиваля сохраняется и обстановка нравственной чистоты и доверительности в общении, в оценках и критериях. Для всех тех, кто хотя бы раз соприкоснулся с организаторами и стал участником фестиваля, он делается не просто дорогим и хранимым в сердце уголком дружества и любви, но и зоной бесконечного притяжения как к истинному истоку театральности и духовности».
Можно с уверенностью говорить о том, что фестиваль «CHELоВЕК ТЕАТРА» — это территория творческого обмена, художественной коммуникации, профессионального научного анализа, личностного роста и концентрации активных, вдохновлённых театром людей.
Дина Литвина
«Страстной бульвар, 10», №77-177 / 2015 г.