Разговор о страстях. В Лицейском театре прошла премьера спектакля «Хоровод»

Омская публика увидела постановку по пьесе австрийского драматурга Артура Шницлера.

Спектакль «Хоровод» ещё за три месяца до официальной премьеры оброс такими немыслимыми слухами, что первый показ из-за зрительского ажиотажа пришлось переносить из камерного Лицейского театра на сцену театра «Студия» Л. Ермолаевой.

«Хоровод» омичи должны были увидеть ещё 8 июля, но за несколько дней до премьеры спектакль отменили из-за травмы артиста. Спустя некоторое время выяснилось, что помимо технической причины есть ещё несколько обстоятельств, которые омские СМИ назвали «культурной бомбой», которая могла бы разорваться, если премьера, несмотря ни на что, всё-таки состоялась в июле после всех нападок в её адрес.

Напомним, что пьеса австрийского драматурга Артура Шницлера о свободных нравах пришлась не по душе главе департамента культуры. В адрес ведомства поступило письмо от омского священника, который, узнав о премьере Лицейского театра, решил прочитать пьесу Шницлера и посчитал, что это нельзя показывать омскому зрителю.

 

Ошибки и ловушки  

Пьеса Шницлера на самом деле противоречива, и подобная реакция на её постановку скорее естественная, нежели странная. Австрийский драматург в «Хороводе» описал десять любовных историй, лаконично показав на их примере срез общества на рубеже XIX-XX веков. За серией адюльтеров скрываются истории людей, которые ошибаются, попусту тратят свою жизнь и в итоге оказываются никому не нужными. Именно это двойное дно и хотели показать в Лицейском театре, поэтому труппа во главе с худруком Сергеем Тимофеевым была удивлена однобоким взглядом на их работу.

«Это разговор о страстях человеческих, о равнодушном и легкомысленном отношении к своей жизни, о ловушках, которые нас подстерегают, — объясняет Сергей Тимофеев. – Мы в спектакле не затрагиваем никаких других сфер, кроме духовной. Мы все подвержены страстям. И Шницлер в своих дневниках писал, что все его герои – это он сам. Значит, драматург что-то подобное преодолевал в своей душе, что и мы тоже хотели преодолеть».

Разговоров и споров о том, что можно ставить на театральной сцене, а что нельзя, было много, что неплохо подогрело зрительский интерес. В итоге перед премьерой, которая состоялась на днях, стало понятно, что камерное пространство Лицейского театра не вместит всех желающих. Именно поэтому первый показ «Хоровода» состоялся на сцене театра «Студия» Л. Ермолаевой».

 

Любовный водоворот  

Объективно говоря, ничего порнографического или эротического на сцене показано не было. «Хоровод» по нынешним меркам даже откровенным не назовёшь. Да, здесь прямо говорят о плотских желаниях, но сам секс остаётся за кадром. На первом плане разговоры и рефлексия, а из самого крамольного здесь разве что небрежно показывающиеся ажурные чулочки из-под юбок актрис да двусмысленные тени героев за ширмой.

К слову, на премьеру из Австрии приехал и режиссёр спектакля – Пётр Шальша. Он честно признался, что не ожидал, что, в общем-то, всемирно известная пьеса австрийского драматурга, по которой снято несколько фильмов, а уж сценических версий и вовсе не сосчитать, вызовет в Омске такой резонанс.

«Пьеса как была актуальной сто лет назад, такой и осталась сейчас, — уверен Пётр Шальша. – Такие вещи происходит и сегодня. Шницлер показал в пьесе, какой он видел Австрию в конце XIX века. Это десять диалогов, десять маленьких трагедий, десять маленьких иронических комедий, которые в итоге образуют одно целое».

И действительно, спектакль, как и пьеса, с точки зрения сюжета хорошо закольцован. Совершенно разные отрывки из жизни, совершенно не связанные друг с другом персонажи в финале оказываются вовлечены в бесконечный любовный водоворот. И этот хоровод из людских судеб и чувств, на который эпоха ровным счётом никакого влияния не оказывает, вряд ли можно и нужно препарировать при помощи морали.

 

Ольга Емельянова

17 октября 2016 г.

http://www.omsk.aif.ru/culture/razgovor_o_strastyah_v_liceyskom_teatre_proshla_premera_spektaklya_horovod