Пусть будет радостной дорога!
Этот театр возраста, можно сказать, младенческого. Первый в городе лицейский театр создан на базе школы-лицея № 66, но уже встает на ноги и пытается сделать первые самостоятельные шаги. Заявил он о себе год назад, выпустив на сцену «Белоснежку и семь гномов» в постановке Сергея Тимофеева. Как и подобает ученическому коллективу, он проявляет склонность к литературе (спектакль «Осип Мандельштам» и представление по рассказам А. Чехова, Дж. Джерома, М. Зощенко, Л. Измайлова «Несуразные вещи»). Сейчас идут репетиции «Голого короля» Е. Шварца и «Аленького цветочка» по сказке С. Аксакова.
О том, зачем и почему возник театр с непривычным именем «лицейский», рассказывает его художественный руководитель, заслуженный артист РФ Вадим Решетников.
Есть категория художников, которым важен сам процесс, — это фанатики, которым все равно, что играть, что писать, что ставить. Такая позиция вполне имеет право на жизнь, и на этом пути встречаются свои несомненные достижения, правда, они бывают и со знаком плюс, и со знаком минус, они могут творить добро, но могут и сеять зло. Таким художником не очень важен результат. То есть, хорошо, когда хвалят, когда любят, а остальное не очень важно. А иногда и похвала не очень волнует. Есть много известных и талантливых режиссеров, которые говорят, что зрители их не волнуют, что им все равно, как будет восприниматься спектакль. Я не оцениваю, а просто констатирую, что так бывает. Но я совершенно точно знаю: это не мой путь.
Мы пробуем создать свой театр.
Однако ясно, что одного желания, пусть даже очень сильного, для такого события явно недостаточно. И если бы не усилия многих людей, которые сразу оценили саму идею создания этого театра, а не мои мечтания по этому поводу, уверяю, ничего не осуществилось бы. Именно идея этого театра (этой формы театрального существования) заставила меня — совершить сумасшедший поступок — уйти из академического театра драмы и сконцентрировать все свои усилия на создании нового театра. А принять такое решение было очень непросто.
Для меня театр — это не цель, а средство. Безусловно, театры могут быть «хорошие и разные», могут переживать периоды расцвета и упадка, и оценка их деятельности может быть разная. Но! Есть, с моей точки зрения, одно, что непременно должно волновать служителя театра: по какой дороге, в каком направлении идем; что случается с людьми, приходящими в театр (если случается); какой зритель наполняет зал; кто мы — властители дум или клоуны? И, как следствие, решение о выборе места работы и попутчиков на этом пути.
В Омске нет театра, который мог бы соревноваться по своему актерскому составу с академическим театром драмы, и работать в таком ансамбле — огромное счастье. Но я понял, что у меня другой путь, и цели, которые я ставлю перед собой, в академическом театре драмы реализовать я не смогу.
И тут, наконец, о самом главном: о том, что заставило меня писать эти строки, переступить через боязнь быть неправильно понятым, обнародуя свои мысли, или, вовсе того не желая, невзначай кого-нибудь обидеть неуклюжим оборотом. Мне кажется, что Время — это категория, измеряющая наш путь к Богу или от Него. Все остальное — мелкие частности. Все исторические катаклизмы (в глобальном масштабе) связаны с изменением этого направления. Не уходя в глубины веков — 1917 год нашего столетия: Бога упразднили и пришли к тому кошмару, который имеем сейчас. Сегодня есть возможность поворота (как иллюстрация — отношение к этой теме власть предержащих) или продолжения ухода от Него (иллюстраций у каждого человека масса — выйти только на улицу). Для меня же сегодняшний день — это групповая драка на восстановленной брусчатке Любинского проспекта в непосредственной близости от возрожденной часовни. Чем она кончится? Заметят ли, наконец, дерущиеся золотой купол с крестом или в пылу «полемики» снесут с лица земли и прекрасную часовню, и озаренный ею проспект, и самих себя?
Я уже в том возрасте, когда осталось не так много времени на действенные поступки. И во времени нужно определиться, уже понимая свою ответственность за это определение. Тем более, работая в таком учреждении, как театр.
Уже несколько лет я наблюдаю стремительное расслоение общества и особенно молодежи. Рядом со всеми видимыми «качками», от которых шарахаются наши обыватели, формируется не такая обширная, не такая заметная, но фантастическая по своим потенциальным возможностям категория молодых людей, которые осознали возможность выбора, у которых не уснула душа: молодых людей, тянущихся к Любви, Красоте, иногда стесняясь этого, робко, иногда смело и определенно, И сделать этот путь радостным, веселым, объединить на этом пути к Богу наше Будущее через театр — и есть мое желание, моя мечта, мое призвание, все, что хотите. Для этого и нужен мне и всем, кто в нем работает сегодня, муниципальный лицейский театр.
Многие работники профессиональных театров восхищаются словами Олега Табакова, что театр — это веселенькое дело. И тем сильнее восхищаются, чем серьезнее и жестче сегодня жизнь на профессиональной сцене.
Работая в любительском учебном театре, никогда не можешь прогнозировать результат, но вместе с тем можно искать и ошибаться, радоваться со своими молодым друзьями и удивляться этой непредсказуемости и вечной молодости театра.
В. Решетников
«ОМСК ТЕАТРАЛЬНЫЙ», ноябрь, 1995 г.