Про то, как режиссёр-омич Тимофеев стал царём Агамемноном и как его на руках по Греноблю несли
Нина Заречная: — Если б я была… как Вы…
то я отдала бы толпе всю свою жизнь… и она возила бы меня на колеснице.
Тригорин: — Ну, на колеснице… Агамемнон я, что ли?
(А.П. Чехов. «Чайка», действие второе)
Про то, как режиссёр-омич Тимофеев стал царём Агамемноном
и как его на руках по Греноблю несли
Заголовок такой — это чтобы внимание ваше привлечь (впрочем, то, что в заголовке, — истинно, и всё именно так и было). Но — по порядку. Le Théâtre Litseisky d’Omsk a ouvert «la fenètre a l’Europe»!.. О, простите! Я лишь хотел сказать, что случилось — грандиозное: Омский Лицейский драматический театр прорубил «окно в Европу» и совершил первый за всю свою 14-летнюю историю блистательный зарубежный вояж: показал спектакль «Зима под столом» на XX Международном фестивале «Молодые театры Европы» (Гренобль) и провёл «малые гастроли» в Женеве по приглашению ассоциации «Швейцария — Россия» (спектакли «Комок», «Давай с тобой поговорим» и «Зима под столом»). И надо ли говорить, как благодарен театр за содействие и помощь в организации этого зарубежного вояжа мэру Омска и департаменту культуры!.. Уместить в колонку рассказ «лицеистов» и их художественного руководителя Сергея Тимофеева — нереально. Но в качестве краткой и эксклюзивной информации — попытаюсь.
Директор фестиваля «Молодые театры Европы» Фернанд Гарнье заинтересовался Тимофеевым ещё в 2002-м, увидев поставленный им со студентами ОмГУ на французском языке спектакль «Человеческий голос» (обладатель Гран-при франкофонного конкурса в Екатеринбурге). Год назад Гарнье узнал, что Сергей возглавил омский Лицейский; и в театр пришло письмо из Гренобля с просьбой прислать видеозапись премьерного спектакля. А дальше — приглашение на фестиваль. И получилось так, что наш омский Лицейский стал первым из российских профессиональных театров (за 20 лет!), участвующим в гренобльском фестивале. А в нынешнем, юбилейном — приняли участие театры из 14 стран (среди них Италия, Испания, Германия, Франция, Дания)… Все спектакли обсуждались критиками и режиссёрами разных стран Европы. Омичи признаны одними из лучших! «Лицеистам» говорили: «Вы открыли пьесу «ключиком Чехова». Мы увидели великую русскую актёрскую школу!»…
А финал — уникальная акция-действо: спектакль на площади с участием всех актёров-участников фестиваля (репетиции начинаются уже с первого дня). Это и мастер-класс, и зрелище, и развлечение для горожан. На сей раз это была «адаптированная» трилогия Эсхила «Орестейя»; около двухсот актёров, и каждый играет на «своём языке»! В роли Агамемнона — наш, Тимофеев! И пронесли победителя Трои в тронном кресле на носилках по площади гренобльской, и умылся он «с дороги», а потом убила его неверная жена Клитемнестра, и вновь Агамемнона-Тимофеева на носилках по-над Греноблем понесли…
…Лицейский уже приглашён в Гренобль через год. Тимофеев официально введён в Совет организаторов грядущего фестиваля и получил предложение возглавить на нём «ателье» (мастер-класс) по актёрскому мастерству. Браво!..
Р.S. А представляете, как эффектно смотрелось бы в конце этого материала, в правом уголке: «Омск — Гренобль — Женева. Специально для «БК»!.. Скромно спрашиваю Тимофеева: «А нет ли желания на будущий гренобльский фестиваль кого-нибудь из «Бизнес-курса» пригласить? Как говорится, для подробного освещения и фестиваля, и участия в нём российского участника — Лицейского театра». И ответствовал мне Сергей Родионович: «Интересная идея! Хорошая!..»
Сергей Денисенко
«Бизнес Курс», №30 / 6 августа 2008 г.