Профессия — «лицеист»

Говорят иной раз о человеке: «Такая судьба, что можно целый роман написать». С театрами бывает то же самое. Омский Драматический Лицейский театр, на Дельфийских играх представляющий спектакль «Чудеса в лукошке», — явление уникальное. Уникальное не для города и даже не для страны: знатоки театральной среды утверждают, что в мире не было еще подобного опыта.

 

Будоражить души

Опыт начался с мечты. Это сегодня Лицейскому театру уже 25 (официальный день рождения пришелся на 7 октября), лица его артистов известны, а билеты зрители раскупают на месяцы вперед. Но четверть века назад уход заслуженного артиста России Вадима Решетникова в расцвете сил из труппы Академического театра драмы – уход за воплощением идеи о новом театре, что будет будоражить души молодежи, — был воспринят как чудачество и отсутствие благоразумия. Но и неблагоразумной идее – создавать новый профессиональный театр в городе, где их уже семь (!), и из кого создавать: из обычных школьников! – нашлась поддержка. Вместе с Решетниковым обучать школьников тонкостям театрального мастерства взялись актёры Вера Канунникова, Валерий Алексеев, Валерия Прокоп, Сергей Тимофеев и Зинаида Костикова. Двое последних, наверное, в тот момент и не подозревали, что отныне их творческая судьба станет неотделима от судьбы Лицейского театра.

Директор лицея №66 Раиса Степанова в буквальном смысле предоставила всю школу в распоряжение артистов-режиссеров-педагогов, они распределились по классам: младшие, средние, старшие. Эти первые занятия с группами детей разных возрастов стали прообразом нынешних студий Лицейского театра, в которых уже с семи лет можно начать получать профессиональное театральное образование, и притом (еще одна уникальная особенность и даже, пусть нескромно, — миссия Лицейского) совершенно бесплатно.

Первая студия (дети 14-17 лет) сегодня работает под началом режиссёра Всеволода Гриневского. Второй студией (дети 9-16 лет) руководит режиссёр Евгения Мальгавко. Спектакль, с которым театр участвует в Дельфийских играх-2020, играют артисты третьей студии (дети 7-13 лет) – воспитанники режиссёра Зинаиды Костиковой, она же автор пьесы «Чудеса в лукошке», написанной по произведениям сибирского классика детской литературы, омича Тимофея Белозерова. Для всех остальных, кто любит театр и кому уже больше 17 лет, есть клуб. Клубом руководят артисты театра Александр Боткин и Светлана Позднякова, и «клубником» может стать любой – верхней возрастной границы и каких-либо иных ограничений нет.

 

Полевая работа

— В самом начале театр представлял из себя невероятную бурлящую питательную среду, куда вовлекалось огромное количество детей, студентов — и таково начало любого пути, — вспоминает стоявший у истоков создания Драматического Лицейского театра Сергей ТИМОФЕЕВ, ныне занимающий пост его художественного руководителя. —  Это было настоящее нашествие театра в школу, и надо было за короткий срок создать интересное начинание. Вадим Станиславович шел все время к своему театру, и даже осуществил несколько попыток, и, думаю, до конца он лишь в мечтах думал о том, во что может все это вылиться. А тогда была пахота: время большой работы. Очень много надо  отдать сил и многое сделано, чтобы вспахать это поле.

Поле вспахали и засеяли, зерна отделились от плевел и плодоносят по сей день. За годы своего существования Лицейский вырастил, воспитал и выпустил в профессиональную жизнь сотни молодых актёров. Часть из них до сих пор трудится в стенах родного театра, составляя его основную труппу. Многие теперь выступают на сценах московских и петербургских театров, строят карьеру в российском кинематографе, нашли себя в театрах Новосибирска, Екатеринбурга и даже Германии и Бельгии.

Двадцать пять лет от идеи театра в школе до нынешнего Лицейского театра — это 78 разнообразнейших спектаклей. Сегодня на его небольшой, почти домашней сцене идут сказки и притчи, разыгрываются драмы и фантасмагории, в репертуаре есть место комедии и трагифарсу: Антон Чехов, Иван Вырыпаев, Михаил Булгаков, Ксения Драгунская, Уильям Голдинг, Валентин Катаев, Теннесси Уильямс – все эти имена можно прочитать на афише театра, проходя сквозь его уютный дворик.

 

От хранителей до красавиц

Большие и серьезные театры строятся отдельно, их двери обращены к автомагистралям и площадям – вход видно издалека. Лицейский не менее серьезен, но, вопреки обыкновению, обращен входной дверью к жилым домам – словно подносит лицо свое близко-близко к зрителю: «Смотри, я рядом. Я весь перед тобой. Я честен».

— Театр начинается с места, куда приходит зритель – еще за порогом театра. Он должен попадать в такое пространство, в котором ему бы хотелось остановиться, осмотреться, — рассуждает Сергей Тимофеев. – Мы постепенно преобразовываем среду нашего дворика, но эта работа пока не закончена. Мне очень нравится наблюдать, когда идущие мимо люди останавливаются, смотрят репертуар. Хотелось бы и стелы поставить, рамки с фотографиями из спектаклей – чтобы зритель полнее чувствовал театр и за его пределами. Первый человек, кого встречает зритель, переступая наш порог – дежурный администратор, но это название неправильное. Наши администраторы — скорее хранители, духи театра, которые всегда очень доброжелательно могут рассказать, что и где находится в нашем маленьком помещении. Зритель проходит через гардероб и попадает в зал. На вершине нашего театра —  актерская труппа.

Кстати, о труппе. В ее формировании Лицейский театр до сих пор придерживается принципа, заложенного основателем театра Вадимом Решетниковым. Он любил повторять цитату одного режиссёра: «Я могу из красавицы сделать Бабу Ягу, а вот из Бабы Яги красавицу…».  Поэтому при наборе в труппу учитывал не только дарование артиста, но и его внешние данные. «Зрителю должно быть приятно смотреть на артиста». Принцип живет до сих пор и действует – достаточно взглянуть на красавцев и красавиц, играющих в спектаклях театра. Здешних актеров и актрис театральная общественность привыкла называть «лицеистами». Это звучит приятно, это почетно (Пушкин был лицеистом!) — и одновременно это невольно касается болевой точки всех членов семьи под названием Лицейский театр.

— Наше название, увы, до сих пор ассоциируется у большинства со школой — но никак не с пушкинским лицеем. А ведь от идеи Царскосельского лицея и пошли наши корни: создать такую структуру, где обучались бы самые талантливые люди, чтобы государство потом опиралось на них, — говорит Сергей Тимофеев. — Пусть это прозвучит нескромно, но мне кажется, что такую же миссию выполняет наш театр. Любовь к театру, первые знания, заряд на поиск себя в актерской и режиссерской профессии – все это дает Лицейский театр. Для обывателя мы навсегда останемся школьным, самодеятельным театром, потому что обыватель сюда не ходит. Наш зритель другой, более продвинутый. Кто побывал здесь хоть раз, никогда не скажет, что Лицейский — школьный театр.

 У Лицейского театра есть постоянные зрители, всех их здесь знают в лицо и приглашают на встречи «вне афиши» — капустники, театральные посиделки, праздники, спецпроекты. Многие приводят детей, эти дети потом приводят своих друзей…Поколения сменятся, Лицейский театр продолжит шагать вперед, нести идею театра и знания о тонкостях актерской профессии детям и молодежи. Эти дети вырастут, многие наверняка приведут в альма матер своих детей — и однажды наступит время такого поколения, которое точно будет знать: что такое Лицейский театр. И как это почетно – попасть в семью «лицеистов».

 

Наталья ИГНАТЬЕВА

«Омская муза», №3 (50) / 16 декабря 2019