Пролетая над гнездом
Действующие лица и исполнители:
Режиссер — главный режиссер Лицейского театра
Вадим Станиславович Решетников.
Актер — актер Лицейского театра Вениамин Скосарев
Зритель — всепокорнейше ваш автор этих заметок.
Предисловие к эпиграфу
Всему дОлжно быть свое время и место. Песчинка, попавшая в механизм, образует катастрофу. Песчинка в пустыне имеет большой шанс не образовать ничего. Песчинка, попавшая в раковину, образует жемчужину.
Долго и безуспешно пытаясь подступиться к этой статье, никак не мог найти для нее ту самую песчинку. И недавно случилось то самое — время и место. За чашкой чая, поздним вечером, у телевизора — с умным Киселевым и его фильмом о Ю.В.Андропове.
- Я Вам так благодарен! Ведь Вы спасли моих детей!
- ???
- Вы не приняли их в театр!
(Из беседы Ю.В. Андропова с театральным режиссером Ю.Любимовым)
Пролог
Ребенок, объявивший желание быть театральным актером, как показывает практика, редко может рассчитывать на безоговорочное одобрение родителей. Ребенок -суть неиспорченная, полная фантазий и романтических идеалов. Родители — суть приземленная, постигшая жизнь, полная забот о хлебе насущном и о благе чада родного в том числе и в первую очередь. Родители знают — артисты на этот самый хлеб насущный не заработают; да и то сказать, что же за ремесло такое — лицедейство? Деяние лицом. Т.е. — не руками. И даже — не головой. А лицом. Разве это сложно? Играть роль! И для чего? Спектакль — вымысел, часто с действительностью ничего общего не имеющий. Деревья из картона, еда из папье-маше. Бриллианты из стекла. Бутафория — от начала и до конца. Роль – воплощение надуманных умствований режиссера. Тоже мне — Станиславский, кукловод живых кукол. Коллизии веков ушедших — что за дело нам, сегодняшним, до них, созданных фантазией и пером жившего неведомо когда Вильяма нашего Шекспира? Наряженными в доисторические костюмы биться всхлесть, аки дартаньяны, шпагами — ради чего? Вымысел, оживленный усилиями этих откровенно не нормальных. На потеху таким же не нормальным — какой нормальный пойдет в театр? — зрителям. Какой нормальный будет рыдать над убитым (- Бах-бах, я тебя убил!) героем, который встанет и уйдет избавляться от грима, едва закроется занавес. Какой нормальный поверит, что вот это количество раскрашенного реквизита — интерьер всамделишного рыцарского замка?
Всякий нормальный понимает — это все понарошку. Вымысел. Неправда.
Ложь.
И театр — психушка, место, где нормальных нет. Взаправду страдать над вымыслом могут только ненормальные. Зная, что все происходящее — спектакль, что по окончании все — актеры, режиссер, зрители — поедут домой, может даже в одном — предпоследнем — автобусе, возвращаясь в эту — реальную, настоящую, с заботами и хлебом насущным — жизнь.
…Вы спасли моих детей…
Действие 1-е. Режиссер
Художник рисует пейзаж, мимо в «мерине» проезжают двое «новых
русских»:
-…Гляди, Вован, как мужик без «полароида» мучается.
- В чем кайф воплощения вымышленного сюжета на сцене?
- Вопрос ставится некорректно. Если мы считаем, что роль искусства — фотографирование, то я согласен, это ложь, потому как прототип говорил не то, что говорит исполняющий его на сцене герой. В этом смысле — это идеальная ложь. Но!.. Для чего существует театр? Чтобы врать? Сомневаюсь. Я думаю, что существуют некие истины, которые могут быть приоткрыты только художественным образом. Не математическим, не фотографическим. А именно тем, что называется «Искусство». С одной стороны, де-факто, это ложь. С другой стороны, с моей точки зрения, задача театра, задача любого искусства — попытаться приоткрыть завесу над Истиной, над тайной, которая приближается к Абсолютной Истине. Я не говорю, что они, артисты, своими действиями открывают ее, но они стремятся это сделать своими средствами. Иначе абсолютным артистом мог бы быть любой человек, умеющий прекрасно лгать. Опыт говорит совсем наоборот. Люди, прекрасно врущие в жизни, как правило, плохие артисты. И это я не придумал. Это совершенно железное жизненное наблюдение. В самом деле, то, чем мы занимаемся, с точки зрения человека ограниченного, непонимающего ни функций, ни нужности того, что является театром, действительно несерьезно. Если же подумать, почему с древних времен, несколько тысяч лет существует театр… Вероятно в этом есть некий, может даже эзотерический смысл, может быть — это поиски той Истины, которую сложно выразить в цифрах, формулах. Может быть, есть Нечто, к чему человек должен стремиться, и то, что он подсознательно называет Абсолютной Истиной. Вот моя точка зрения.
- Каковы тактические и стратегические задачи Театра?
- У каждого театра есть свои, сформулированные или несформулированные, но существующие на уровне подсознания задачи. Я могу говорить только о своем театре. Задача НАШЕГО театра — в тех двух векторах, которыми мы отличаемся от нормального репертуарного театра. С одной стороны это внутренняя работа с теми, кто приходит сюда
для того, чтобы быть артистами или чтобы просто приобщиться. Я не люблю слова «воспитание», это — приобщение этих людей к нашему делу. Это очень важная задача. И второе — это наши отношения со зрителем. Любой театр, если говорить универсально, должен учить человека любить и верить в Добро. Потому что не верить в Добро можно не учить, оно само приходит. А вера, любая вера — Бога, Добро, Любовь — это всегда то, что нужно заслужить. Внутренне заслужить. И театр должен своими средствами задевать какие-то струны в душе человека, которые могли бы помочь ему в этом деле. Вот такая осторожная формулировка. И если у человека на спектакле были слезы… Вот он выходит из зрительного зала и… Я вижу, у него другое лицо. Но, пройдет 20 минут, час, сутки — лицо вернется. Но если он не будет переживать — оно у него другим не станет! Воспитывать душу — это, вероятно, несколько
сложнее, чем воспитывать тело. Мышцы мы можем нарастить относительно быстро, а вот
душа, почему-то считается, раз — и завтра, образно выражаясь, одной рукой 200 кг жать
будем. Т.е., театр здесь может выступать только лишь как катализатор, как помощник, как
провокатор, если хотите — но только в тех случаях, когда душа человеческая подготовлена. На Востоке говорят — негоден и даже преступен учитель, говорящий не по разуму ученика. Театр не должен на себя очень много брать. Но он должен точно знать, чтобы он хотел сделать. И что он может.
Действие 2-е. Актер
Я не признаю слово «играть». Пусть
дети, играют. Актер должен жить.
Ф. Раневская
- Зачем тебе нужно, чтобы вот от этого твоего «бах-бах, я тебя убил» зритель в зале схватился за сердце?
Если за весь спектакль, пусть он будет лажовый, но я хоть раз попаду ему в душу, если я его зацеплю, и если я буду иметь в виду ту созидательную энергию, которую имел ввиду автор произведения, которую подчеркнул режиссер и которую еще и я уловил и, вдобавок, закинул зрителю, то эта цепочка сработает… Как гирлянда сработает! Это просто засияет, загорится и будет то, что нужно!
-… Так почему же тебе все-таки важно, чтобы зрители — тебе абсолютно незнакомые, разные, симпатичные тебе и не очень — чтобы их зацепило то, что ты делаешь на сцене? В чем фишка-то?
— Если бы я знал — я бы, наверное, с Буддой разговаривал бы, а не с тобой… Это что-то такое… Словами не скажешь, оно не из букв состоит, это точно…
Действие 3-е. Зритель
— Шура, восстановите, пожалуйста, статус-кво!
Балаганов не знал, что такое «статус-кво», но он ориентировался на интонацию.
Было однажды небольшое, малозаметное событие — после спектакля я задержался в зале, чтобы переждать суету в гардеробе. И, оглянувшись на опустевшие ряды, заметил неподалеку примечательную пару. Он — типичный «браток», гроза отличников и ночной кошмар учительниц в прошлом, ныне — преуспевающий, одетый — не в треники с кроссовками! — а в не одну тысячу долларов стоящий костюм. С перстнями, «гимнастом» — в общем, очень узнаваемый персонаж. При нем — она. Упакованная, с ногами, как полагается, от ушей, тоже не самого выдающегося интеллекта дамочка. Ничего необычного, и даже ее чуть опухшее личико и чуть поплывшие глаза — не повод, чтобы об этом упоминать, все-таки спектакль, помнится, был с довольно напряженным и очень драматичным сюжетом. Меня поразил именно «браток», сам факт появления его в зрительном зале. Видимо, подсознательное понимание — ходить, «как люди», в театр, приобщиться к культуре — надо. И одновременно — некоторое удивление от осознания явно неожиданного чувства; он ЧТО-ТО ПОЙМАЛ, уловил, нашел в этом. И действительно — изменившееся лицо, что-то понявшего и даже (с отчетливым непониманием причин) счастливого этим обстоятельством.
Та самая песчинка?
Я вполне допускаю, что они могли даже не знать слова «реквизит». Но, безусловно, понимали они все эти два часа — и про картон из которого деревья, и про стекло, из которого бриллианты. И про героя, который — «бах-бах»…
Но — переживали, плакали, СОЧУВСТВОВАЛИ…
В этом странном заведении, где на сцене — созданный фантазией автора и режиссера, игрой актеров, умением бутафоров -вымысел. Понарошку. Неправда. Ложь?
С ненастоящими слезами на сцене.
Но, почему-то, настоящими — в зале.
Может именно здесь — нормальный мир? А снаружи — психушка?
Если Вы, читатель, желали от меня помощи и подсказки в понимания Театра — думаю, что я не оправдал этих ожиданий. Потому что и сам этого не постиг. А если бы постиг, то, наверное, мог бы свободно беседовать с Буддой. Прогуливаясь по воде.
Я лишь надеюсь, что эти строки — песчинка в раковину Ваших размышлений.
Эпилог. Режиссер
— Если представить себе, что эта статья может помочь Вашему театру, чтобы вы хотели сказать? Я, безусловно, не обольщаюсь, но вдруг, все же, у кого-нибудь, принимающих решение, хотя бы на пять минут «изменится лицо»?
— Сейчас театр находится в том положении, что при всем том, что у нас сейчас есть, я хотел бы только одного: не очень часто думать о деньгах. Потому что после того, как ты, грубо говоря, напобираешься, выходить на репетиции в четвертое измерение — сложно! И вот если бы можно было людям, которые искренне хотят заниматься творчеством, не очень думать о деньгах – светлее мечты у меня на сегодняшний день нет. Мне кажется, все остальное — приложится.
Саид Абишев
«Максимум», ноябрь 2000 г.