Пришествие второго короля. В Лицейском театре Омска — скандинавский Лир

Новосибирский режиссёр Юрий Митякин стал в Лицейском театре специалистом по королям: два года назад он выпустил здесь «Короля-Оленя» (16+), а теперь замахнулся на другого короля, более известного, а потому и более сложного – Лира.

Казалось бы, за более чем полстолетия, прошедшего со времени написания Шекспиром истории о монархе, разделившем свои владения между двумя льстивыми дочерями и оставившем младшую без наследства, ставили её на сцене, наверное, тысячи раз на всех языках мира, в том числе и на русском.

И экранизаций бессчётное количество, и телеспектаклей, чего уж нового можно придумать, чтобы привлечь зрителя? Оказывается, можно, да ещё как – не отрываешь взгляд от сцены, даже если всю пьесу знаешь наизусть!

Повторение пройденого

Но для тех, кто не знает, повторим – король Лир решил отойти от дел, разделив свои владения между дочками (старшие замужем, на руку младшей претендуют находящиеся здесь же женихи). Однако он просит дочек рассказать о своей любви. Старшие угождают отцу и получают свои доли, младшая же отказывается лебезить, из-за чего старик лишает её наследства. От бесприданницы отказывается жених, но находится другой, готовый взять девушку из-за её красоты и доброй души.

Младшая дочь с мужем отбывают в другую страну, Лир же решает по месяцу жить у каждой из дочерей. Но так как характер старик имеет мерзкий, а доченьки у него тоже не подарок, с экс-королём, разделившим свою корону, конфликтуют обе. Заканчивается всё печально – все три сестры погибают, а сам изгнанный король сходит с ума.

Этот наш краткий пересказ трагедии Шекспира не включил часть персонажей, которые вначале кажутся второстепенными, но потом выходят на первый план, но лучше ведь своими глазами увидеть, правда?

Всё продумано до мелочей

Тем более, что посмотреть есть на что. Перед нами на сцене Лицейского открывается совсем не древняя Англия, как ожидается зрителю, а… режиссёр решил, что это некая Скандинавия. Возможно, это викинги (но кто-то из зрителей назвал их индейцами, вероятно, из-за причёсок с косичками и бусинами).

В общем, это некая страна, где корона короля — из веток (деля её на части, он просто отдаёт пучок веток каждой из дочерей), а люди поклоняются Одину (им заменили классического шекспировского Юпитера). По мнению режиссёра, это исторически верная параллель, так как корни многих произведений Шекспира идут от скандинавских легенд. Так было и с «Королём Лиром».

Возможно, это всего лишь предположение самого режиссёра, но как убедительно он воплотил его! Нет ни одной лишней или чрезмерной детали, всё – от удивительного занавеса с рунами до двух десяток табуретов и от каждой косички на головах актёров до татуировок на их телах —  невероятно органично смотрится на сцене и работает на скандинавскую линию шекспировского эпоса.

А ещё, конечно, музыка – треки специально были записаны группой Nytt Land из города Калачинска.  Всё это вместе и создаёт то самое волшебство, которое называется театром.

Дети своих родителей

Однако, как мы понимаем, никакой внешний антураж не вытянет даже самую прекрасную задумку, если нет достоверной актёрской игры. И вот тут уж точно звёзды сошлись. Ни на йоту не умаляя достоинств всех актёров, участвующих в постановке, хочется отметить безусловный успех Алексея Осипова в роли Лира.

Недавно он сам как режиссёр поставил в родном Лицейском свой дипломный спектакль (который очень востребован публикой), но прощаться со сценой Осипову-актёру явно не стоит – невероятно убедителен он и в качестве самодовольного тирана, и полусумасшедшего раскаявшегося отца.

И именно герой Алексея становится проводником мысли режиссёра – главное в жизни совсем не корона и материальные блага, а отношения между людьми. Их-то как раз в этой семье и нет, отсюда и все беды.

«Часто люди слушают, но не слышат. Смотрят, но не видят. Бывает, даже с любимыми людьми мы поступаем несправедливо, потому что не услышали человека», — рассказывал перед премьерой режиссёр Юрий Митякин.

«Все мы — дети своих родителей. Дочери Лира — его отражение, у них, выросших без матери, есть причины поступать так, как они поступили. Не хочу судить своего героя, моя задача — его оправдать. Мы все учимся на своих, а не на чужих ошибках. На своих ошибках учится и Лир», — дополнил Алексей Осипов.

Нам же остаётся только добавить – это стоит увидеть своими глазами. Увидеть. Пережить. Подумать. И, быть может, прийти ещё раз.

Ольга Коробова

Сайт газеты «Аргументы и Факты» в Омске, 22 июня 2023 г.

https://omsk.aif.ru/view/culture/culture_theatre/4626020?key=063ecb6717e958d4bdd08a9e68f204aa

Опубликовано в газете «Аргументы и Факты» №26 / 28 июня 2023 г.