Приоткрыли дверь в мир театра
участники фестиваля «Преодоление»
Ежегодный фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями «Преодоление», стартовавший 7 декабря, в этом году вышел на новый формат. Впервые для участников фестиваля и их руководителей были организованы мастер-классы, круглые столы и экскурсии. Так, в Лицейском театре дети обучались актёрскому мастерству.
Думать сердцем
Лицейский театр не впервые участвует в «Преодолении». В прошлом году артисты показывали участникам фестиваля спектакль «Летучий корабль», тепло принятый зрителями.
В этот раз работа оказалась сложнее. Может быть, именно поэтому за мастер-класс взялся сам художественный руководитель Лицейского театра Сергей ТИМОФЕЕВ.
— Здесь как никогда должен быть такт, должно быть сердце, — улыбается режиссёр. — Под особенных учеников нужно и саму программу подстраивать, к ним нужен особый подход. Режиссёры и артисты, ведущие мастер-класс, с особым вниманием следят в таких случаях за тем, какие упражнения можно дать, а с какими повременить, чтобы ученик смог адаптироваться, сумел раскрыться.
Смотреть в зеркало души
На фестивале нужно уметь быстро перестраивать программу занятия.
— Никогда не знаешь, что за группа будет, — говорит Сергей Родионович. — Вот, к примеру, сегодня у нас занималась девочка, которая, к сожалению, совсем не может ходить. Конечно, ей не подошли бы многие подвижные упражнения. Но у неё такая мимика — видели бы вы её глаза! Поэтому было необходимо иногда изменять упражнения, постоянно чередовать их виды, чтобы каждый смог проявить себя, раскрыться именно по-своему — через глаза, мимику или движения.
Некоторые педагоги считают, что дети с ограниченными возможностями более дисциплинированны, что в этом плане с ними легче работать.
— Дети, они и есть дети, — поделился худрук Лицейского театра. — Среди любых детей можно увидеть шумных и тихих, послушных и не очень, избалованных, скромных или замкнутых. Не стоит, наверное, делить детей на категории, как по поведению, так и по физическим возможностям. Они смотрят на нас, своих учителей, и конечно, мы каждому хотим помочь развиться духовно. Знаете, у людей ведь в глазах — душа. И, наверное, у сегодняшних наших гостей она особенно видна, они воспринимают всё острее. Например, у Насти, той девочки, о которой я уже говорил, замечательные глаза. Глядя на то, как она выполняла упражнения, мы не могли не радоваться за неё и за себя. Это ответственность, но это и счастье — успеть дать им нечто важное для них, ценное, пусть даже и в столь короткий срок.
Успеть заинтересовать
Главное для педагогов — успеть за одно занятие дать детям некий толчок, познакомить их с театром, заинтересовать их. Ведь дальше они сами смогут, если захотят, узнать о театре больше: через Интернет, литературу… Да и куда прийти, они уже будут знать. Возможно, часть этих детей снова посетит подобные мастер-классы. Сергей Тимофеев сравнивает такое занятие с приоткрытой дверью, за которой прячется незнакомый мир.
— Можно закрыть её, можно пройти мимо, а можно, если станет интересно, и познакомиться с этим новым миром поближе, войти в него. Надеюсь, что они заглянут в эту дверь… Сейчас идёт работа над тем, чтобы по возможности сделать такие встречи чаще, хотя бы пару раз в месяц.
Татьяна Сорокина
«Вечерний Омск-Неделя», 15 декабря 2010 г.