Предметы оживают
в новом спектакле Лицейского театра
В минувшие выходные Вторая студия Лицейского театра выпустила премьеру. Постановка спектакля «Сказки в нашей жизни» стала первым режиссёрским опытом актёра Александра СЕРОВА. Инсценировку по произведениям Г.-Х. Андерсена юные лицеисты писали всей командой.
От этюдов к спектаклю
А началось всё с этюдов. Артист Александр Серов, знакомый омскому зрителю по ролям Емели («По щучьему велению») и Пэка («Сон в летнюю ночь»), с осени прошлого года стал руководителем Второй студии театра, в которой занимаются школьники от 8 до 16 лет.
— Мы работали с ребятами над этюдами — показывали живые предметы: свечи, торт, — рассказывает Александр. — Владимир Александрович Майзингер (актер драмтеатра, в Лицейском был режиссёром Второй студии и поставил несколько спектаклей — прим. авт.) посоветовал мне обратиться к сказкам Андерсена, потому что у него много эпизодов, связанных с живыми предметами. Так мы потихоньку и пришли к постановке спектакля по произведениям великого датчанина.
Откуда берутся Эдварды
Для сценария выбрали три истории: святочный рассказ «Девочка со спичками», сказки «Свинопас» и «Ганс Чурбан». И тут возникла сложность: как связать эти три разных эпизода, какое придумать обрамление? Так у лицеистов родилась мысль о сказочнике, который сочиняет все эти истории вместе с ребятами: сказки рождаются прямо на сцене, и на глазах у зрителей их героями становятся дети, сменяя джинсы и футболки на камзолы и короны.
— Текст Андерсена мы не меняли, просто добавили маленькие детали, — продолжает Александр раскрывать тонкости работы инсценировщика. — Например, в сказке «Ганс Чурбан», когда наши герои рассказывают о себе зрителям, они говорят, что родились в 1996 году. Я просил парней называть реальную дату рождения, чтобы было ощущение, что вся эта история происходит сегодня. В оригинале «Ганса Чурбана» автор не дал имен братьям Ганса. А у нас их зовут Эдвард и Йонас. Я взял эти имена из биографического романа Андерсена_ «Сказка моей жизни»: Эдвард и Йонас Коллины — отец и сын, дружившие со сказочником и помогавшие ему.
«Фи, папа!»
— При написании пьесы я мыслил изначально не только как инсценировщик, но и как режиссёр: в голове стояла картинка, как всё будет происходить на сцене, -продолжает режиссёр-дебютант.
— А вообще, хотя в афише и заявлен автором инсценировки Александр Серов, на самом деле мы всё сочиняли вместе с ребятами. Они очень много придумывали, и «Сказки в нашей жизни» без этой совместной работы не родились бы. Все образы мы пытались взять именно из материала Андерсена. В «Свинопасе» отталкивались от фразы принцессы «Фи, папа, она не искусственная, она настоящая!» На этом и построили весь эпизод. Поэтому у нас и принцесса такая — не настоящая, а искусственная.
Татьяна Попова
«Вечерний Омск-Неделя», 14 декабря 2011 г.