Постапокалипсис на детской площадке

Игру в антиутопию показали в Лицейском театре. Одна из ролей стала актерским дебютом его директора. 

В Омском драматическом Лицейском театре состоялась премьера спектакля «Семейные истории» по пьесе сербского драматурга Биляны СРБЛЯНОВИЧ.  Она была написана в 1997 году. Как многие страны бывшего социалистического лагеря, Сербия переживала тогда переломный момент, и темы духовного, социального, экономического кризиса отразились в пьесе.

Постановщик спектакля, актер Лицейского театра, студент режиссерского курса Театрального училища имени Бориса Щукина Алексей ОСИПОВ назвал свою постановку игрой в антиутопию. Он посвятил ее проблемам семейных и где-то даже общечеловеческих отношений, которые на самом деле гораздо серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Добавив лишь небольшие штрихи, режиссер делает происходящее близким и понятным сегодняшнему российскому зрителю.

«Детская игровая площадка в одном из жилых районов. Потрескавшийся асфальт, сломанные урны, перерытые газоны, всё это – между двумя могоэтажками. Фасады поразительно запущены, исписаны бессмысленными граффити. Дети здесь не сироты ни по  характерам, ни в повседневной жизни, просто они граждане этой страны», — зачитывается подробная ремарка в начале спектакля. Актеры в нем играют детей десяти и одиннадцати лет, которые, в свою очередь,  играют в жизнь взрослых. Условность помножена на условность, но почему-то это вызывает ощущение абсолютной правды.

Брат и сестра Милена (Дарья МЕГДАН) и Воин (Валентин РУДНЯК) и их друг Андрия (Маис КЕРИМОВ) играют во дворе в семью. Похоже, игра уже стала сериалом, и возобновляется изо дня в день. Сегодня мать семейства готовит суп из «говядины», расчленив для этого мягкую игрушку. Отец кричит на непослушного сына: «Сел за стол! Не сутулься!»

Тут повторяется всё, что происходит в реальных семьях: мелкие ссоры, обсуждение газетного вранья, жалобы на здоровье, а еще – постоянное бытовое унижение родителями друг друга и ребенка. «Мне больше всех достается!» —  жалуется на полученные тумаки Милена. «Это нормально, ты же девчонка», — отвечает брат. Да, это нормально, когда папа бьет маму, соглашается она, и детей бить – нормально.

Дети – зеркальное отражение взрослых, и в спектакле Лицейского театра это пугает, настораживает, во всяком случае, заставляет задуматься, оглянуться на собственные поступки. Говоря об антиутопии – изображении вымышленного  нежелательного мира, нельзя не заметить примет еще одного сходного жанра – постапокалиптики. То, что нам показывают, происходит словно после глобальной катастрофы, но эта катастрофа случилась в отношениях: люди разучились любить, уважать, слышать друг друга, и живут по принципам «Человек человеку враг» и «Моя хата с краю».

Когда на площадке появляется Надя (Светлана ПОЗДНЯКОВА), девочка с нервным тиком и кучей всяких отклонений, она тут же становится изгоем. Ее загоняют как зверя и объявляют зверем – собакой, на котороую вместо поводка надевают скакалку.  Лишь однажды что-то теплое и человеческое возникает между нею и Андрия. Но… приходят товарищи, перед которыми стыдно быть слабым, и снова начинается жестокая игра.

В спектакле есть то, чего не было в пьесе СРБЛЯНОВИЧ — светлый и возвышенный образ Матери.  К  этому образу, к улетающим в недосягаемую высь наивным детским рисункам в финале тянется Надя. До того лишь нечленораздельно мычащая, она вдруг обретает голос, и ее мольба  звучит звонко и отчаянно: «Мамочка, прости, пожалуйста! Я больше никогда не буду с грязными руками за стол, не буду делать пятна на книгах, затяжки на колготках, плевать в суп!..»  И после внушительного перечня детских «грехов»  вдруг произносится: «Я никогда не буду взрослеть, выходить замуж и иметь детей!»

Роль Матери – актерский дебют директора Лицейского театра Ольги СИМОНОВОЙ, которая оказалась очень убедительна  на сцене. «Алексей услышал, как я пою, и очень осторожно, поэтапно, чтобы я привыкла к этой мысли,  начал предлагать сыграть в его спектакле. И мне  уже самой было интересно, смогу ли я это сделать, и сделать качественно», — вспоминает Ольга Николаевна. Исполненная ею в финале акапельно «Колыбельная» на слова Константина БАЛЬМОНТА мягким покоем обволакивает душу. И  хочется верить, что мир еще не стал таким, где дети боятся взрослеть, глядя на своих родителей.

 

Эльвира Кадырова

«Коммерческие вести», 17 октября 2022

https://kvnews.ru/news-feed/postapokalipsis-na-detskoy-ploshchadke