Пороки и убийства в руках «лицеистов»
11 ноября на сцене Лицейского театра состоялась премьера спектакля «Ивонна, принцесса бургундская». Пьеса классика польского авангарда Витольда Гомбровича была представлена в режиссуре художественного руководителя «лицеистов» – Сергея Тимофеева. Планировалось, что постановку воплотит в жизнь польский режиссер Анна Дзедич, но семейные обстоятельства «отвернули» Дзедич от Лицейского театра. В итоге «Ивонну» решил ставить сам худрук.
В центре внимания – королевская семья, где утешаются капризы наследника престола – Филиппа (Иван Притуляк). Статный и красивый принц одну за другой соблазняет прекрасных леди при дворе, однако делает это, скорее, механически, ибо все приедается в мире этом. Приелись и красавицы. У его ног – постоянно прекрасная, верная Иза (Наталья Коротаева). Вся в белом, она уверенно входит на сцену. Она ждет, когда принц нагуляется, одумается и станет принадлежать полностью ей. Тем более Изу сбивает с толку, когда в центре всеобщего внимания оказывается Ивонна (Юлия Сапфирова) – нелепая, неказистая, раздражающе молчаливая и словно «не от мира сего». Странная – лучшее прилагательное, которое по отношению к героине используют члены королевской семьи. В программе заявлена дублерша на роль Ивонны – Мария Токарева. Было бы интересно посмотреть ее интерпретацию польской «дурочки», учитывая, что одну пугливую загадку Мария уже исполняет в спектакле «Ладо мое» (постановка Руслана Шапорина).
Юлия Сапфирова – растрепанные волосы, безразмерная одежда. Ивонна пытается прикоснуться к тем, кто с ней заговаривает, она изучает человека, пока он стоит напротив: объект уходит, и она теряет интерес.
Загнанный зверек, непохожий на других, который через 40 минут после начала спектакля снимает обет молчания, чтобы попросить: «Оставьте меня в покое». Попытка прекратить измывательства над садистом-принцем, который внезапно решил взять сие странное создание в жены.
«Если девушка – уродина, поступок не может не быть прекрасным», – говорит мать принца, пытаясь оправдать порыв сына что-то поломать в своей жизни.
Уродина ли Ивонна? Отнюдь, она уродлива только тем, что отличается от других людей, тем более от людей королевской крови. Ты не такой – урод. Тем временем Филипп убеждает себя, что для «ощущения себя принцем надо найти того, кто хуже тебя». И возвыситься над этим беззащитным существом, которое даже не понимает, что перед королем и королевой нужно встать на колени.
А королю и королеве приходится прощать эту бестактность: сын сделал выбор, сделал «благородный поступок». Родители принца, Игорь Горчаков и Дарья Оклей, эта пара невероятно динамична. Выхода короля Игнация зрители ждут с нетерпением, интересна мимика Горчакова и его искреннее недоумение, присущее не королю, но волнующемуся супругу и отцу семейства. Супруга же – статна и роскошна в своей роли – до поры, когда весь королевский двор начинает сходить с ума.
Спокоен, как удав, один лишь Камергер в исполнении Евгения Точилова. Обаятельный, харизматичный, хладнокровный, с улыбкой не подобострастия, а «я знаю, что здесь происходит». Умный герой, расчетливый советчик, серый кардинал, неизменно тактичный и крайне элегантный. Точилов – злодей, чьему обаянию моментально поддается зритель, даже когда Камергер с блеском в глазах предлагает коварный план своему властителю-королю мы невольно виним во всем короля, но никак не этого улыбающегося хитреца.
Молчаливая Ивонна становится для каждого откровением – познанием самое себя. Что она знает, почему она так себя ведет? Кто она? Бедной девушке вне ее воли суждено стать палачом. В поиске ответа на вопрос «Кто такая Ивонна?» герои начинают искать ответы и на другие вопросы, вытаскивая на поверхность свое темное прошлое, отталкивая иллюзии настоящего и оценивая пустоту будущего.
Король – насильник и убийца, его супруга – бесталанная пошлая поэтесса. Филипп осознает, что он больше не может терпеть присутствие Ивонны рядом: то ли незнакомое доселе чувство мешает ему выдержать любимую, то ли его стойкий мир стал слишком хрупким с ее появлением. Семья разрозненно, но одновременно решает избавиться от Ивонны, пытаясь убежать от своих страхов и пороков. Так, невинное дитя становится жертвой напуганных и загнанных собственными мыслями глупых людей. Зато они знают, как вставать на колени перед своей мучительницей, ими же и замученной.
Ирина Чернышева
22 ноября 2014 г.