Полюбите их чёрненькими
…До сих пор в репертуаре Лицейского театра удачно чередовались хорошо знакомые имена и названия: «Голый король» Шварца, «Беда от нежного сердца» Соллогуба, «Сон в летнюю ночь» Шекспира, «Дама-привидение» Капьдерона — всего 12 названий. И это понятно: учиться, пожалуй, лучше на классической драматургии.
Но в конце минувшего сезона театр совершил неожиданный репертуарный поступок, обратившись к нигде до того не шедшей пьесе Алексея Слаповского (которого театры не очень-то балуют постановками) «Комок» — «сентиментальному фарсу в двух ночах и одном рассвете». …Действие «Комка» происходит в «торговой точке», уличном ларьке, каких сегодня множество на улицах разных российских городов. «Комок» показан изнутри, и его потное чрево со штабелями бутылочной тары, похабными картинками на стенах, насквозь пропахшее дешевым табаком и алкоголем, становится средой обитания героев наших дней. В этом сжатом пространстве встречаются неприкаянные, странные, смятенные люди: нет ни «черного», ни «белого», ни полутонов. «Сейчас все похоже на все», — так характеризует нынешние времена продавец киоска Михаил (Евгений Бабаш), приехавший из провинции «завоевывать» неприветливую столицу. Этот немногословный молодой человек, вокруг которого «тусуются» остальные персонажи, живет на взводе, на пределе душевных сип, будто в горле у него — сжатый комок. «Я весь — комок нервов, я ненавижу этот город…», — импровизирует он под перебор гитарных струн.
Слаповскому не откажешь в проницательности авторского взгляда, в умении «схватить» человеческий типаж, услышать «язык улиц». Исповедуя идеи театра, пошедшего по стопам Александра Вампилова, драматург интересуется в первую очередь уникальным миром души, способной сохраниться даже, казалось бы, в нечеловеческих условиях.
В унисон автору сценограф Игорь Рыбалка не дает никакого сугубо московского антуража. Универсальность конфликта подчеркивает и постановщик спектакля Вадим Решетников. Увы, окончательный диагноз, который ставит театр современному миру, — абсолютно неутешителен. Однако единственное упоминание имени Достоевского в первом действии звучит в этом камерном зале очень внятно, и это дает смутную надежду…
Оказывается, в этом подержанном мире все живут в состоянии хронического стресса, всякий по-своему изгой, и каждый заслуживает участия: и второй неудачливый «завоеватель столицы» — напарник Михаила Николай (эту роль в дубле исполняют Вениамин Скосарев и Евгений Точилов), и растерянная, не нашедшая себя москвичка Жанна (Татьяна Жаркова), и колоритный хозяин с нарицательным именем Альберт (Олег Малицкий), и приехавшая «заработать проституцией» Наташа (Наталья Лаутеншлегер, Наталья Мельникова), и мужчина, торгующий своей «тайной» (Сергей Тимофеев), и безымянная алкоголичка, предлагающая вещи с чужого плеча (Ольга Маркина, Наталья Демченко), и, наконец, таинственная Корнелия (Лидия Заломова), аристократка, ангел духа, в падение которой так охотно поверили обитатели «комка».
Вряд ли стоит надеяться, что наделенные разной степенью одаренности и по-разному устроенные в жизни молодые актеры (многие учатся в университетах, кто-то работает, а кто-то вошел в штат театра) будут играть безупречно, их роли исполнены, конечно же, с разной мерой профессионализма, с разной степенью объемности сценических характеров.
Похвально уже то, что все они не только стремятся к правде чувств, но и неплохо существуют в стихии фарса. Театр, существующий здесь и сейчас, призывает на минуточку приостановить время, вглядеться в лица, услышать обжигающие исповеди и, очистив души состраданием, пожалеть этих людей, полюбить их «черненькими». «Беленьким меня всякий полюбит», — говорил герой Достоевского.
Светлана Нагнибеда
«Четверг», 6 февраля 2001 г.