Перфоманс, импровизация и поэзия: пятый день фестиваля моноспектаклей «ЧАТ» удивил омичей
В пятницу в программе фестиваля было сразу три постановки, которые вызвали у публики разный спектр эмоций. 5 апреля в Лицейском театре прошел пятый, предпоследний, день омского фестиваля моноспектаклей «ЧАТ», аббревиатура которого означает «Честное Актерское Творчество». Зрителям представили три постановки: два проекта в рамках «Вечера современного искусства» и спектакль, посвященный поэту Николаю Рубцову. Первым омичи увидели «Манифест к русскому перфомансу» (16+) в исполнении артистки из Челябинска Софьи Валиуллиной. Режиссером постановки выступила Татьяна Грибанова. Со слов авторов, работа была придумана всего за 15 минут в самолете, летевшем из Тюмени в Москву.
«Это живое пособие по созданию успешного перфоманса или не очень успешного и вообще даже не перфоманса», − отмечают постановщики. На сцене артистка проводит своеобразный ликбез по постановке перфоманса. Сухие теоретические знания подаются в необычном формате − в современном танце, ярко, остроумно, нередко с шутками и в интерактиве со зрителями. Образ дополняют красные сапоги, яркие очки, жабо. Во время действия, например, публика узнает, что главное в перфомансе − концепция, и не важно, если никто кроме режиссера ее не понимает. Также немаловажную роль играет художник, но работавшие над этим проектом художники уехали на выставку в Армению и не вернулись.
В конце артистка переодевается в брюки и рубашку. Завершается перфоманс танцем под песню «Мужик с пакетом» и раздачей публике черных пакетов. На экране появляется надпись «Танцовщик, перформер, человек», которая определяет Софью. Постановка длится всего полчаса, оставляя людей с новыми знаниями, веселым и легким настроением, а некоторых и с пакетом. Второй проект «Вечера современного искусства» − спектакль-импровизация «Давай на ты» (16+) актрисы из Санкт-Петербурга Анжелины Карелиной. Постановка создается на глазах у зрителей и при непосредственном их участии. Перед началом спектакля в кулуарах театра людей попросили написать на листочках любые слова и фразы. Их артистка использовала в ходе спектакля. По предложению актрисы и с помощью общественного голосования зрительный зал выбрал героев и ситуацию − водитель троллейбуса Лариса влюбляется в гаишника.
Вдохновившись идеями омичей, Анжелина придумала и сыграла целую историю любви. Спустя несколько лет знакомства сотрудник ГИБДД приглашает девушку-водителя на свидание. Причем делает это в пробке. На встрече она рассказывает, что недавно родила дочку и развелась с мужем, который сидел у нее на шее. Супруг ушел из семьи к другой женщине, но главная героиня не стала отчаиваться и вышла на работу. Через полгода влюбленные поехали на море, где среди прочего гаишник узнал, что Лариса служила в израильской армии. Там же он делает ей предложение. Заканчивается спектакль беседой супружеской пары спустя 30 лет.
Подобная импровизация требует большого профессионализма. Особенно поражает, как актриса мгновенно вставляет в действие только что прочитанные в записках слова, а также добавляет предложенные, но не принятые большинством зрителей идеи. Третий моноспектакль «Русский огонек» (16+) представил Новый Художественный театр из Челябинска. Поэтическую работу, посвященную творческому наследию выдающегося русского поэта Николая Рубцова, поставил режиссер Евгений Гельфонд. Роль исполняет Александр Майер.
Рубцов в раннем детстве потерял мать, отец был на фронте, поэтому он попал в детдом. Как и мечтал, служил на флоте. Влюбился в девушку, у них родилась дочь, но счастливой семейной жизни не случилось. Окончил Литературный институт, работал в газете. Его стихи печатали в известных журналах. Трагическая судьба поэта оборвалась в 35 лет, его задушила невеста. Но об этом в постановке не говорится. Основная идея постановки – идея Родины и Дома, заявляют авторы. В произведениях Рубцова отражаются актуальные сегодня поиски своих духовных корней, своей национальной идентичности, внутренней сердечной опоры. Через любовь к малой Родине, уютный и частный дом у него появляются чувства большой Родины, русского Дома, русского огонька (как в одноимённом стихотворении). На контрасте его нелегкой жизни и подлинного доброго света души проясняется особенный путь русского художника.
Фестиваль «ЧАТ» закрывается сегодня, 6 апреля. Всего в программе было представлено 14 постановок театров из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Сургута, Каменск-Уральского, Ульяновска, Челябинска и Омска.
Алексей Пантелеев
© Информационное агентство «ОМСКРЕГИОН», 6 апреля 2024
http://omskregion.info/news/135730-perfomans_improvizatsiya_i_poeziya_pyaty_den_festi/