Первый юбилей – он самый главный
Празднику лицеисты-лицедеи радовались искренне,
играли профессионально.
Единственный в своём роде, Омский драматический Лицейский театр отметил свой первый юбилей — 10 лет со дня основания.
Любимица лицеистов театральная кошка Лисистрата живёт в театре уже год. Кто принёс животное, никто не помнит. Правда, легенда гласит, что без вмешательства высших сил в данном случае не обошлось. В театре тогда ставили булгаковскую «Зойкину квартиру». Автора, жизнь и творчество которого всегда считали мистическими. Воспитанная на классических произведениях хвостатая театралка и в обычной жизни демонстрирует хорошие манеры. Лисистрата точно знает — во время спектаклей вход на сцену для неё заказан. Даже кошке понятно — она живёт в особенном театре.
Здесь нет «народных» и «заслуженных». Здесь все молоды и талантливы, по принципу: бездарных детей не бывает. Сюда не приглашают для постановок знаменитых режиссеров. Создание спектакля в Лицейском театре — процесс не только творчества, но и воспитания: чувств, эмоций, способности выразить словами и пластикой накипевшее на душе. Когда пять лет назад наш земляк народный артист России Михаил Ульянов посетил Лицейский театр, он не скрывал восторга. Идея омичей создать труппу, в которой именно дети — главная действующая и творческая сила понравилась актеру чрезвычайно.
Собственно, подобного театра в России больше нигде нет. Только в Омске решились на такой смелый эксперимент. Сначала на базе лицея №66 была создана театральная студия для школьников и студентов. Свой первый сезон она открыла 30 декабря 1994 года на сцене Дома учителя спектаклем «Белоснежка и семь гномов».
Уже через три года лицеисты со спектаклем «Беда от нежного сердца» становятся лауреатами Всероссийского фестиваля детских любительских театров в Калуге «Калужские театральные каникулы» и получают восемь дипломов из девяти возможных. В этом же году город передал новоиспеченному театру нынешнее здание на Красном пути. Сегодня у самого молодого театра Омска солидный послужной список.
- год. Комедия «Сон летнюю ночь» занимает (по опросу театральных критиков Омска) второе место среди самых ярких премьер сезона.
- год. По итогам фестиваля «Лучшая театральная работа 2000 года» актёр Лицейского театра Игорь Мельников удостоен специального приза жюри «Надежда».
- год. 16 января на сцене театра сыгран тысячный спектакль лицеистов. Таковым стала постановка «Давай с тобой поговорим». А спектакль «Татарин маленький» стал в декабре лауреатом Петербургского межрегионального фестиваля новых театров, новой режиссуры и драматургии «Рождественский парад». Диплома «За лучшую режиссерско-педагогическую работу» там был удостоен заслуженный артист России Вадим Решетников.
2004 год. В январе на V Всероссийском фестивале детских любительских театров «Волшебство сказки» в городе Сочи спектакль «Спящая красавица» стал лауреатом и был удостоен четырех дипломов форума.
А в марте актёр театра Вениамин Скосарев получает специальный приз жюри фестиваля «Лучшая театральная работа 2003 года» — «Путевка в профессию». Его наградили поездкой на престижный фестиваль «Балтийский Дом».
Ещё совсем недавно стать актёром Лицейского театра было проще некуда. Пришёл, записался — и с полным правом можешь причислять себя к актёрской братии. Сегодня всё по-другому. Чтобы попасть в труппу, необходимо выдержать конкурс. Некоторые будут возмущены: мол, выбраковывать детей непедагогично. Но если быть откровенным до конца, то нынешним детям приходится выдерживать подобные экзамены довольно часто. Попасть в хорошую школу и даже детский сад сейчас просто так не получится. А уж в единственный в своём роде детский театр и подавно. Зато, став лицеистом, ребёнок получает возможность, как по ступенькам, ведущим на Олимп, пройти вслед за своим педагогом. Для каждой возрастной группы он свой. Мастер становится для лицеистов настоящим гуру. С его помощью ребята не только познают секреты актёрского мастерства, но и секреты жизни. Зато реализовав некоторым образом так рано свои творческие амбиции, лицеисты избирают театральную стезю уже вполне осознанно. Они избегнут тех разочарований, которым подвержены многие молодые люди, впервые столкнувшиеся с миром кулис уже на вступительных экзаменах в актёрских вузах. Если все актеры Лицейского выйдут на его сцену — им не хватит места. Площадка размером 5 на 6 метров слишком мала для двух сотен лицедеев. Это обстоятельство, вместе со сравнительно юным возрастом артистов — от 7 до 20 лет, совершенно не способно повлиять на смелые творческие притязания лицеистов. В афише театра спектакли по произведениям Блока, Шекспира, Булгакова, Островского.
В капустнике, посвященном 10-летию театра, лицеистам удалось избежать заорганизованности и излишней отрепетированности, нередко присущих многим подобным вечерам. Может, потому, что это первый юбилей, а быть может, в силу возраста организаторов. Режиссеры и ведущие вечера Вениамин Скосарев и Евгений Бабаш — оба в тёмных костюмах и галстуках багровых оттенков— построили действо в стиле телевизионного ток-шоу. В меру шутили и успешно скрывали неизбежные в таких случаях накладки. Атмосфера была праздничной и в то же время уютно-домашней. Приехавший специально поздравить лицеистов мэр Омска Евгений Белов сменил официальный тон на шутливый.
— Букет потом, позже, сначала деньги, — улыбнулся мэр. — Этому замечательному театральному коллективу мы дарим 200 тысяч рублей на покупку новой световой аппаратуры.
В зале и за кулисами громкие аплодисменты. О световом оборудовании в театре давно мечтали.
— Но это еще не все, — продолжил градоначальник, — уже в новом учебном году десять актеров драматического Лицейского театра смогут получить высшее образование в Омском университете на факультете культуры и искусств.
Этот подарок не менее желанный. Вкусив успеха на сцене Лицейского театра, многие ребята мечтают продолжить актерскую карьеру. Для чего уезжают поступать в Екатеринбург, Москву, Питер. Теперь лучшие из лицеистов смогут учиться актерскому ремеслу, не уезжая из родного города и без отрыва от любимой работы, что тоже немаловажно.
Вырастить профессионального актера — далеко не сверхзадача для педагогов и режиссеров Лицейского. «Главное — воспитать гармоничную личность», — утверждают взрослые.
Бывший актер театра, высокий фактурный молодой человек, Тимофей Целовальников стать профессиональным актером не захотел. Сейчас работает менеджером в одном из омских салонов связи и обязательно приходит на каждую премьеру Лицейского, став завзятым театралом.
— Билеты покупаете?
— Зачем?! Так прохожу. Слава богу, я здесь свой человек. С девятого класса играл, тогда еще только студия была.
— Свою первую роль помните?
— Конечно, разве такое забудешь? Я играл в поэтическом спектакле по лирике Серебряного века. Стихи читал.
- Умение читать стихи в жизни пригодилось?
- Очень. Например, свою девушку я, по ее признанию, покорил как раз после того, как прочитал стихи Гумилева. Она у меня филолог.
- Жалеете, что пришлось уйти со сцены?
— Сначала переживал, это ведь целый пласт жизни, если хотите. Потом привык, так уж сложилось.
— Когда в зале сидите, завидуете ребятам-актерам?
— Нет, чему завидовать-то? Я, наоборот, рад, что они играют, что интерес в жизни есть, это здорово.
Послеюбилейное утро в театре взрослом вряд ли можно назвать рабочим. Но лицеистам прошедший накануне праздник не помешал в полном составе выйти на репетицию премьерного спектакля «Цирк Шардам». Юбилей юбилеем, а премьера важнее.