Первый конкурс
В этом году Лицейский театр впервые объявляет конкурсный набор артистов во все возрастные группы.
Какими качествами нужно обладать для того, чтобы победить в этом конкурсе? Многие ли из воспитанников Лицейского театра стали профессиональными актерами? На эти и другие вопросы отвечает художественный руководитель театра Вадим Решетников.
— Вадим Станиславович, Лицейский театр существует третий год. Раньше попробовать себя там в качестве актера мог практически каждый желающий. В этом году объявлен конкурс. Почему?
—Действительно, раньше мы брали всех. Отсев происходил уже в процессе работы. Сейчас группы уже сформированы, и нехватки актеров мы не испытываем. Но подрастают новые поколения, новые таланты. Поэтому набор мы продолжаем. Но уже на конкурсной основе. Потому что если делать группы по 50-100 человек, это будет уже толпа. Энергии руководителя не будет хватать на индивидуальный подход к каждому. Кто-то может и потеряться в общей массе. А в талант с зубами я не верю. Талант требует бережного отношения. Поэтому учиться актерскому мастерству в нашем театре будут те, у кого есть реальный шанс достичь в этой области успеха.
— Но бывает же, что способности человека раскрываются не сразу.
— Для всех желающих у нас работает театральный клуб. Обычно туда ходят старшеклассники и студенты. Они проводят свои занятия по актерскому мастерству, режиссуре. Обсуждают спектакли, кинофильмы. Проводят литературные гостиные, капустники и т.д. В свободном полете. Как говорится, одни права и никаких обязанностей. В спектаклях они не принимают участия. Но многие впоследствии переходят в труппу. Это, образно говоря, наш детсад.
¾ Но если человек мечтает о сцене и серьезно хочет поучаствовать в вашем конкурсе, какими качествами он должен обладать, чтобы его выиграть?
¾ В первую очередь, мы будем отбирать одаренных людей. Без явных речевых дефектов. С определенными внешними данными.
¾ Внешние данные — это очень важно для актера?
¾ По моему мнению, да. 80 процентов информации о человеке мы получаем зрением. Из хорошенькой девочки можно сделать и снегурочку, и бабу Ягу. Но не наоборот.
Другое дело, что в жизни человек может быть некрасивым, но он выходит на сцену, и в нем появляется внутренний свет. Для этого нужно обладать светлой энергетикой, нести в себе позитивное начало.
— Многие ваши ученики стали профессиональными актерами?
- Около десяти человек. Некоторые еще учатся в ГИТИСе, в училище имени Щукина, других театральных вузах. Но я всех отговаривал. В большинстве своем, актеры сейчас не властители дум, а клоуны. Они зависят от мизерной зарплаты. От прихоти директора, фантазии режиссера.
- Когда-то было по-другому?
- Бывший директор нашего театра драмы Микдад Нурдинович Ханжаров относился к артистам очень уважительно. Часто ездил по стране, искал таланты. Сейчас никто этим не занимается. Актеры эксплуатируются на износ. До их профессионального роста никому нет дела. Режиссеры приезжают только на одну постановку. Служенье муз не терпит суеты. Или это уже служение чему-то другому.
— Чему служат в Лицейском театре?
— Может быть, это звучит и высокопарно, но наша цель — это формирование свободных и гармоничных людей. Человек по-настоящему свободен тогда, когда у него есть свои собственные ориентиры во времени и пространстве. Когда он что-то перечувствовал, через что-то прошел. И не в подъездно-подзаборном варианте. Если из нашего театра уходит раскрепощенный, внутренне богатый человек, значит, мы выполняем свое предназначение.
Наталья Ворохоб
«Хочу работать», № 32 / 31 августа 1999 г.