Первый конкурс

В этом году Лицейский театр впервые объявля­ет конкурсный набор артистов во все возрастные группы.

Какими качествами нужно об­ладать для того, чтобы победить в этом конкурсе? Многие ли из воспитанников Лицейского теат­ра стали профессиональными ак­терами? На эти и другие вопросы отвечает художественный руково­дитель театра Вадим Решетников.

— Вадим Станиславович, Ли­цейский театр существует тре­тий год. Раньше попробовать себя там в качестве актера мог практически каждый желаю­щий. В этом году объявлен кон­курс. Почему?

—Действительно, раньше мы бра­ли всех. Отсев происходил уже в про­цессе работы. Сейчас группы уже сформированы, и нехватки актеров мы не испытываем. Но подрастают новые поколения, новые таланты. Поэтому набор мы продолжаем. Но уже на конкурсной основе. Потому что если делать группы по 50-100 че­ловек, это будет уже толпа. Энергии руководителя не будет хватать на индивидуальный подход к каждому. Кто-то может и потеряться в общей массе. А в талант с зубами я не верю. Талант требует бережного отноше­ния. Поэтому учиться актерскому ма­стерству в нашем театре будут те, у кого есть реальный шанс достичь в этой области успеха.

   — Но бывает же, что способности человека раскрываются не сразу.

— Для всех желающих у нас работает театральный клуб. Обычно туда ходят старшеклассники и студенты. Они проводят свои занятия по актерскому мастерству, режиссуре. Обсуж­дают спектакли, кинофильмы. Прово­дят литературные гостиные, капустники и т.д. В свободном полете. Как говорится, одни права и никаких обя­занностей. В спектаклях они не при­нимают участия. Но многие впослед­ствии переходят в труппу. Это, образно говоря, наш детсад.

 

 ¾ Но если чело­век мечтает о сце­не и серьезно хо­чет поучаствовать в вашем конкур­се, какими качест­вами он должен обладать, чтобы его выиграть?

¾ В первую оче­редь, мы будем отбирать одаренных лю­дей. Без явных рече­вых   дефектов.   С определенными внешними данными.

 ¾ Внешние данные — это очень важно для актера?

¾ По моему мнению, да. 80 процентов информации о человеке мы по­лучаем зрением. Из хорошенькой девочки можно сделать и снегуроч­ку, и бабу Ягу. Но не наоборот.

Другое дело, что в жизни чело­век может быть некрасивым, но он выходит на сцену, и в нем по­является внутренний свет. Для этого нужно обладать светлой энергетикой, нести в себе пози­тивное начало.

—    Многие ваши ученики стали профессиональными актерами?

  • Около десяти человек. Неко­торые еще учатся в ГИТИСе, в училище имени Щукина, других теат­ральных вузах. Но я всех отгова­ривал. В большинстве своем, актеры сейчас не властители дум, а клоуны. Они зависят от мизер­ной зарплаты. От прихоти дирек­тора, фантазии режиссера.
  • Когда-то было по-другому?
  • Бывший директор нашего театра драмы Микдад Нурдинович Ханжаров относился к артистам очень уважительно. Часто ездил по стране, искал таланты. Сейчас никто этим не занимается. Акте­ры эксплуатируются на износ. До их профессионального роста ни­кому нет дела. Режиссеры приез­жают только на одну постановку. Служенье муз не терпит суе­ты. Или это уже служение чему-то другому.

—    Чему служат в Лицейском театре?

—    Может быть, это звучит и высо­копарно, но наша цель — это формирование свободных и  гармоничных людей. Человек по-настоящему свободен тогда, когда у него есть свои собственные ориентиры во времени и пространстве. Когда он что-то пере­чувствовал, через что-то прошел. И не в подъездно-подзаборном варианте. Если из нашего театра уходит раскрепощенный, внутренне богатый человек, значит, мы выполняем свое предназначение.

Наталья Ворохоб

«Хочу работать», № 32 / 31 августа 1999 г.