О чем артисты не молЧАТ

В Лицейском театре с 1 по 5 апреля прошел Первый городской фестиваль моноспектаклей «ЧАТ». За пять дней зрители увидели восемь актерских работ из Омска, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода. Первый отныне станет ежегодным – таков главный итог «ЧАТа».

 

Идею возродить в Омске практику моноспектаклей художественный руководитель Лицейского театра Сергей ТИМОФЕЕВ вынашивал давно – тому способствовали ностальгические воспоминания о славных временах Дома актера:

 

— Каждый месяц выходила премьера, где блистали Ожигова, Чиндяйкин, Решетников, Витько, Смирнов, Трошкеев, — вспоминает Тимофеев. —  Сольная форма спектаклей была поразительна: и зритель стремился в Дом актёра, и мы с удовольствием по ночам там работали. Это одна из причин возникновения нынешнего фестиваля моноспектаклей. Тут сложилось несколько факторов: и камерная сцена нашего театра, которая будто сама подталкивает к одиночному выступлению, и то, что моноспектакль – это одна из самых ярких форм подготовки артиста, проявление его творческой индивидуальности, его устремлений, культуры и позиции в этом мире. Фестиваль мы сделали в первую очередь для того, чтобы дать актерам возможность показать все грани своего таланта.

 

Три возраста

К нашим присоединились артисты из соседних городов: на призыв «поЧАТиться» откликнулись Марина Замыслова из Нижнего Новгорода (Содружество актёров «К.А.Р.М.А.») и Антон Зольников из Свердловского театра драмы. Впрочем, «не нашим» Антона можно назвать лишь условно – артист отдал Омску семь лет своей творческой жизни, начав путь в «Галерке», и окончательно завоевав любовь омских зрителей благодаря ярким ролям в Пятом театре. Работу Антона зрители увидели первой: гостю выпала честь открывать фестиваль. Спектакль по рассказам Шукшина растрогал зрителей, вызвал у них восторг, выраженный бурными овациями, и одновременно задав высокую планку для всех участников «ЧАТа». Мастерская режиссура, отличная актёрская работа, бережное отношение к тексту первоисточника, способность одновременно насмешить зрителя и заставить его надолго задуматься — все это «Хомо чудикус» в исполнении Антона Зольникова.

 

— Я был очень рад, что меня пригласили именно в Омск, — после спектакля поделился эмоциями актер. — Я был счастлив, что вновь окажусь в этом городе, с которым многое связано. Здесь потрясающая публика — омский зритель очень благодарный, мне легко работалось. Часто приходится завоёвывать внимание, а тут зал быстро пошёл на контакт. Шукшина очень люблю, давно хотел взять его для моноспектакля. В результате долгого мучительного выбора между рассказами я остановился на теме «чудиков», которая характерна для этого автора. И пришёл к композиции, взяв три возраста «чудиков» – 39, 50 и 60 лет. Постепенно тема чудачества, шутовства вымывается и переходит в глубокую человеческую тему — это и стало концепцией.

 

В активе Зольникова есть ещё один сольный спектакль, по Чехову, и он тоже в репертуаре Свердловской драмы. Говорит, в труппе это повод для шуток:

 

— Меня все подкалывают, мол, когда следующий моноспектакль? А может, ты что-то поставишь на других актёров? Я так считаю: важно найти тему, которой ты будешь гореть. Торопиться с моноспектаклями не стоит. Нельзя их стряпать, как пирожки.

 

Горючие истории

Тему, которой будешь гореть, и предложил поискать артистам Сергей Тимофеев. Среди шести омичей на фестивале Лицейского театра только двое оказались из других театров, и притом не дебютанты в сольной форме. Актриса ТЮЗа Надежда Костюк уже выступала с «Кочерыжкой» и на сцене своего театра, и в родном Новосибирске, а спектакль «Как я съел собаку» Степана Дворянкина и вовсе стоит в текущем репертуаре Омской драмы. Лицеисты откликнулись на призыв худрука и принесли тексты любимых авторов. Анастасия Максименко выбрала «Зельду» В. Льюса — драму о супруге Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда, женщине поистине неординарной и окончившей свои дни в психиатрической лечебнице. Игорь Коротаев не остановился на одном авторе, в основу его веселого и душевного спектакля «Иду я раз однажды по улице…» легли рассказы Чехова, Аверченко и Зощенко. Александр Боткин признался, что очень любит Владимира Маяковского – его и выбрал для сольного дебюта.

 

Работать над спектаклем «Маяк@» актеру помогал режиссер Сергей Захаркин, постановками для остальных лицеистов занимался Сергей Тимофеев. Он же предложил драму Д. Горячевой «Царевна-лягушка» новой актрисе театра Ольге Урлаповой – единственный спектакль лицеистов, где инициативу в выборе текста проявил худрук. И не прогадал: «Царевна-лягушка» в исполнении Ольги для многих зрителей стала потрясением, настолько блестяще актриса справилась с ролью сильной героини, сумевшей выстоять, выстрадать, сохранить себя и прийти к счастью сквозь тяжелые жизненные обстоятельства.

 

До новых встреч

Первый «ЧАТ» показал, что актерам хочется говорить со зрителем на серьезные темы, искать в жизни примеры сильных незаурядных личностей, пытаться проникнуть в суть неподвластных человеку явлений — недаром для своих монологов со сцены большая часть выбирает современные драмы. Вот и спектаклем-закрытием фестиваля стал сыгранный Мариной Замысловой «А рыбы спят?» Й. Рашке — короткий разговор о смерти. Тяжелая тема преподносится в этом спектакле детскими глазами, а потому не имеет того налета трагичности, который оставляет свинцовый осадок на душе. Нижегородская актриса настолько естественна в роли десятилетней девочки, что не остается никаких сомнений – она сумела сохранить в себе ребенка. Качество замечательное, и для актера в особенности.

 

Первый «ЧАТ» завершился, но со зрителем не попрощался. Решением директора департамента культуры Владимира Шалака фестиваль моноспектаклей отныне станет ежегодным. А репертуар Лицейского театра пополнится – зрители «ЧАТа» отдали наибольшее число голосов за введение в афишу театра моноспектакля Игоря Коротаева.

 

Татьяна ПОПОВА

«Вечерний Омск-Неделя», №14 / 10 апреля 2019 г.

http://omskgazzeta.ru/kultura/o-chjom-artisty-ne-molchat