О преимуществах актёрской юности
Лицейский театр — уникальный театр. Аналогов у него нет. В основном дети играют в рамках художественной самодеятельности и на ее уровне. А таких театров, где дети работают, как профессиональные актеры, в профессиональном театре – с декорациями, выстроенным светом, звуком, с программками — таких театров нет ни в Москве, ни в провинции. Есть прекрасные детские театры, но они не организованы как театры.
Вообще я бы не делил искусство на провинциальное и столичное. Я бы утверждал, что либо есть искусство, либо его нет. Нередко мы сталкиваемся с ситуацией, когда искусства нет. А есть некие учреждения, играющие спектакли, есть формальные признаки театра и искусства, а сущности — нет.
Поэтому для меня театр, работающий в провинциальном городе, не является чем-то, требующим снисходительного отношения. Мне важно убедиться в его уровне.
Мне кажется, что Лицейский театр в Омске очень интересно придуман. Когда в основе театрального дела лежит не указание сверху, не какая-то стандартная модель, которая утверждена и распространяется повсеместно, а некая игровая идея — вот здесь придуманная, на почве культуры этого города…
Сначала я представлял себе Лицейский театр как какую-то художественную форму воспитания детей и подростков, талантливых в области театра. Ведь наше общество иногда… пугается подобных детей. Поскольку маленький ребенок, отличающийся сценическим талантом — это уже не маленький ребенок. У него уже такое содержание, в такой выразительной форме, что у педагогов, у родителей, у какой-то части общественности порой возникает… ужас. Между тем, когда ребенок талантливо играет на музыкальном инструменте или талантливо рисует, талантливо танцует — это ни у кого не вызывает ужаса, только восторг. Но ребенок, который владеет профессиональными навыками актера, владеет телом, речью, внутренним ритмом, владеет психологическим аппаратом и способен на сцене организовать свое бытие в образе, в роли, а не в очаровательном детском кривляний, которое может вызвать только умиление — «мой-то, мой!… лучше всех!» — этот ребенок уже уникум.
Мы провели недавно фестиваль детских музыкальных театров. Так там один детский театр, который даже базы своей не имеет, показал «Сказку о царе Салтане» — это был такой уровень искусства театра, такой уровень иронии, самостоятельной трактовки, причем не в словесном перетолковании первоисточника, а в игровой стихии… Наше Министерство образования сразу реанимировало старый традиционный принцип — «запретить». Сначала, дескать, прикроем, а потом пообсуждаем. И если придем к выводу, что это хорошо — откроем опять. Так, на всякий случай. Причем это ведь все хорошие люди были — из Министерства образования, которые искренне хорошо ко мне относятся и были благодарны за то, что я их, так сказать, развенчал… Но я сейчас говорю не о себе, а о том, что талантливое актерское бытие в детском или юношеском возрасте — это наиболее сложная, наиболее недоступная область творчества. И театр, который занялся воспитанием ребенка, подростка, молодого человека до содержательного, умелого, тонкого, интеллигентного актера — такой театр уже благороден. В Лицейском театре — в его младшей, старшей, средней группах — меня поразило прежде всего то, что во всех возрастах я увидел именно достижения в профессии. И это было бы мало, но есть достижения в области понимания, в сфере духовной.
Сегодня я увидел этот театр уже в другом качестве, и мои требования к нему неизмеримо усложнились. Раньше было гораздо больше умиления, удовольствия от самого факта: сколько талантливых детей! Сегодня передо мной абсолютно профессионально организованная труппа и профессионально выстроенный театр, который совершенно конкурентоспособен, который отличается репертуаром, составом и возрастом участников, миропониманием… И такое мое отношение к этому театру, конечно, не исключает каких-то негативных моментов в восприятии тех или иных деталей в его спектаклях и откровенного профессионального разговора об этом.
В Лицейском решена еще одна проблема – самая большая проблема русской национальной сцены на протяжении многих десятилетий. Ведь у нас актер поступает на сцену в возрасте, когда он уже должен быть кем-то. А он обретает самостоятельные роли где-то к 20-25 годам. Это возраст зрелого человека. Нелишне напомнить, что раньше некоторые в этом возрасте уже погибали, оставив огромное художественное наследство, войдя в историю. Молодые люди 25-летнего возраста — это основная сила театра, они могут все (если они талантливы). Но в Лицейском театре актеры начинают значительно раньше и они гораздо ближе — духовно, физически — к тому материалу, который ложится в основу спектакля. Это и состояние духа, и состояние тела, черты лица и… отсутствие другого опыта. Потому что когда в глазах актрисы, играющей ребенка, читаешь вполне зрелый женский опыт, то, как бы мастерски она не играла, ты понимаешь, что здесь есть какая-то искусственность, что она творит только мастерством и опытом. Здесь, в Лицейском, у меня доверия гораздо больше, потому что опыт другой – в этих глазах, абсолютно смело распахнутых, не спрятанных под гримом. Та свобода, когда человек не стесняется своей наивности, не смущен тем, что он чего-то еще не умеет и тратит свои профессиональные ресурсы на то, чтобы максимально приблизиться к образу.
Кроме того, социальное положение профессионального артиста таково, что он себя… подпитывает разными способами. Отсюда проблема личной жизни актера, то, как он с собой обращается, пьет или не пьет, курит, не курит — все воздействует на его выразительные средства, на его аппарат — он не прозрачен. А артисты этого театра прозрачны, и само это качество уникально, оно, как мне кажется, носит художественно-профессиональный характер. Это потом придут и возраст, и опыт, и для них наступят очень трудные времена, когда нужно будет искать себе место в каком-то подобном театре.
Такие театры, как Лицейский, нельзя копировать, нельзя размножать и создавать в каждом районе — это уже будет массовая культура. А здесь занимаются профессионально-художественным творчеством. Юные актеры попадают в такую обстановку, когда они должны больше отдавать, нежели получать. Но то же самое и в музыке, и в балете — везде воспитывают очень жестко: «Ты хочешь овладеть искусством — умей быть самоотверженным». И эта труппа самоотверженна, она умеет отказываться от каких-то жизненных удовольствий ради искусства.
И еще одна особенность актеров Лицейского — их нравственность выше, чем «среднестатистическая» профессиональная нравственность нашего российского театра, который сегодня, особенно при том, что в нем много честных прекрасных художников, нацелен на две вещи: первое — заработать, и второе — создать репертуар, благодаря которому все актеры были бы заняты и, следовательно, тоже могли бы что-то заработать. Театр коммерциализировался. А Лицейский театр, и это совершенно очевидно, — не коммерческий. Они не ставят перед собой такие цели, хотя деньги им, конечно, не помешают. Когда этот театр уподобится другим и все силы бросит на чистое зарабатывание денег, то он многое утратит — это отразится даже в глазах…
В. Калиш
«Московский комсомолец», декабрь 2000 г.