О любви и душе человека
«Комок» А. Слаповского в муниципальном лицейском театре. Постановка Вадима Решетникова. Художник Игорь Рыбалка. Художник по костюмам Лиана Прохорова.
Комок. Что-то круглое, цикличное и в то же время застывшее. Автор не зря назвал эту пьесу именно так. Слово-перевертыш: читается как справа налево, так и слева направо. Из какой исходной точки ни выйдешь, все равно придешь к одному и тому же результату. И несмотря на то, что действие происходит в коммерческом ларьке, который в простонародье называют «комком», возникают ассоциации отнюдь не с магазином, а с комком грязи, например. При этом не случайно название взято именно из разговорного сленга, так как герои — простые люди, выражающиеся обыденным уличным языком.
«Комок» — это не просто ларек, где продаются водка, пиво и сигареты. Это целый мир, мир, в котором живут герои этого сентиментального фарса. Не раз можно услышать слова о любви из их уст, но вся любовь в итоге останавливается на земных проблемах. Водка и любовь. Вот что объединяет их всех. Каждый из них нуждается в семье, в поддержке и в той чистой светлой любви, которая грезится каждому из них. С помощью водки те люди, которые приходят в ларек, пытаются вырваться из порочного круга жизни, круга, который засасывает, как трясина в болоте.
Герои пьесы Слаповского мучаются от осознания одиночества на этой планете. «Я тут чужой», — поет в песне Михаил (Евгений Бабаш). И это даже не песня, а крик души. «Что самое ценное?» — спрашивает Мужчина с Душой (Сергей Козача). — «Человеческая душа», — отвечает ему Жанна (Татьяна Жаркова). Она вполне может понять его, так как их истории любви чем-то похожи. Они оба не могут получить полноту любви душевной от объектов своего поклонения, несмотря на физическую близость. Они готовы на все, чтобы получить того, в ком нуждаются. И в итоге ошибка Жанны оборачивается трагедией.
Все это происходит в «комке», который я бы смело назвала «почти дном» общества. Это мир безверия и лжи. Не зря же Михаил выражается: «Это такой город. Все время врешь: идешь по улице, а вид делаешь, как будто от «тачки» идешь». Но при этом сам слепо доверяет всему сказанному. И той нелепой истории тоже, которая привела к трагедии.
В плохое мы верим быстрее, чем в хорошее. Люди привыкли к Обману до того, что верят только в плохое, потому что оно реальнее, чем хорошее, реальнее, чем чистая и беззаветная любовь.
Но люди этого мира не лишены каких-либо моральных устоев. Мужчина с Душой мучается от того, что вынужден идти против моральных норм и правил. Его история — это «история унижения, позора и счастья». От этой безысходности он и спивается. Хозяин «комка» Альберт (Олег Малицкий) прямо заявляет, что он — человек жестокий. Он отягощен жаждой наживы. Но его желание обогатиться — не что иное, как возможность компенсировать недостаток любви. Кто знает, а может, отсутствие памяти и есть тот крик души, тот метод психологической защиты от мира, в котором «жизнь кончилась»? Действительно Альберту гораздо легче помнить не то, что было на самом деде, а то, что хочешь помнить.
Михаил и Николай (Вениамин Скосарев) — два представителя современной молодежи. Любовь Корнелии заставляет Михаила быть грубым с Жанной. Но «с любимыми так обычно и поступают». Обычно. Кто ввел этот обычай?
В то же время Михаил по-христиански милосерден к Женщине с курткой (Ольга Маркина). Николай пожалеет на вокзале Наташу (Наталья Лаутеншлегер), судьба которой остается зрителю все же неизвестной. Каждый из героев пытается говорить о той большой любви, которая должна наполнить нашу душу, но любовь почему-то в итоге сводится лишь к ее физическому проявлению. Не случайно и музыкальное оформление — песни в исполнении Ляписа-Трубецкого «Любовь» и Бори Моисеева «Голубая луна» — придали очень яркий оттенок происходящему.
Алексея Слаповского я бы назвала скорее философом жизни и любви, так как пьесы его наполнены глубоким философским смыслом. Вера — вот ключевое слово. «По вере вашей да будет вам». Тем более становится понятным поведение Михаила, которому трудно было «уподобиться Дьяволу», купив душу. Переступить через это с крестом на шее невозможно, так как нельзя купить то, что не продается за деньги, что отдано нам самим Богом.
Если говорить о спектакле в целом, то я считаю эту постановку Вадима Решетникова, художественного руководителя театра, одной из самых удачных. Он смог увидеть и показать зрителю изнанку души человека, ту тайну, которую человек никогда никому не раскроет. Конечно, это удалось и благодаря удачному подбору актеров. Лидия Заломова (аристократка, графиня) в который уже раз убеждает меня в изяществе и красоте тех героинь, которых она играет. Ольгу Маркину я увидела в совершенно другом стиле, отличном от прежних, и по праву посмею назвать ее гибкой актрисой. Заражал энергией Олег Малицкий, а «сладкая парочка» двух неизменных главных героев всех спектаклей Вениамина Скосарева и Евгения Бабаша постоянно радует глаз все новыми и новыми творческими поисками. Впервые я встретилась с Сергеем Козачой, Татьяной Жарковой и Натальей Лаутеншлегер, но уже сразу могу отметить их очень яркую образность.
Ирина Кукарская
«Омская правда», 21 июля 1999 г.