Очень добрая и совсем не старая сказка
Сказка всегда ассоциируется с детством — беззаботной порой мира и добра. Как это ни печально, сегодня бытует мнение, что на смену старым добрым сказочным героям приходят «мультяшные», причем большей частью заграничные: американские, японские, китайские… Опровергнуть данную точку зрения взялась режиссер младшей группы Лицейского театра Зинаида Костикова. Она сочинила и поставила пьесу-сказку о Маленьком Муке и накануне премьеры поделилась с нашим изданием «тайнами» своего нового творения.
Сейчас, в наше время, когда все дорого, пьесы на периферию высылать бесплатно перестали. Поэтому с текстами катастрофически плохо. Режиссеры всех театров любят, хотят, да и обязаны ставить спектакли для детей, но где взять пьесу — каждый ломает голову индивидуально. Я не исключение. Хотела найти хорошую, веселую сказку, где были бы характеры, материал для работы… и не нашла. Однако вспомнила, что, когда была студенткой второго курса театрального училища, новосибирский ТЮЗ пригласил меня участвовать в постановке «Маленького Мука». Спектакль тогда ставил Ямпольский, и его режиссура быта поистине прекрасной, шквал аплодисментов, гомерический хохот в зрительном зале, счастливые глаза юных зрителей — все это навсегда запечатлелось в моей памяти. И позже, в омском ТЮЗе, мне довелось играть в спектакле с точно таким же названием. Это была, конечно, уже совсем другая постановка — с оркестром, музыкой, иным взглядом «а драматургический материал, но что характерно — отклик в душе зрителя она находила прежний: восторг, радость и счастье. И я начала искать самых маленьких артистов самого молодого омского театра. Тщетно. Нигде «Маленького Мука» нет. Ни в нашем Лицейском, ни в архиве ТЮЗа. Из Москвы в ответ на запрос о пьесе прислали совершенно не ту инсценировку, с другими героями, которых нет в сказке Гауфа, и что самое, обидное – злую. Я ее ставить тут же отказалась.
Но не такой человек Зинаида Костикова, чтобы останавливаться перед трудностями. Она взяла произведения братьев Гауф и на материале их сказок написала свой сценарий. Вдобавок сочинила тексты песен, придумала танцы, а вместе с артистами выстроила линии основных персонажей.
Все рождено и обогрето мной. Сказка мне очень дорога. Дорога именно тем, что она веселая и добрая, учит справедливости. Зло обязательно разоблачается, наказывается, оно не должно побеждать. Это именно те ценности, на которых выросли целые поколения, а впитывали они мудрость жизни из простых, на первый взгляд, сказок. «Маленький Мук» возвращает людям божьи истины, и очень важно, что зрителями этого спектакля будут еще не затронутые темной стороною мира дети.
Работа над постановкой шла и идет до сих пор очень серьезная. Несмотря на малый возраст артистов (от семи лет), режиссер ни с кем не нянчится, со всеми общается на равных.
Конечно, я многого требую от ребят, однако же и отдаю им немало. Не могу позволить, чтобы маленький ребеночек сидел и не был причастен к общему празднику. Пусть он вышел лишь в самом начале, вынес один цветочек, зато он делает общее дело, он участвует.
Итак, спектакль сделан. Добрый, радостный, такой, каким и должен быть спектакль, в основе которого лежит сказка. Стоит увидеть счастливые лица артистов, чтобы понять: волшебство и любовь никуда не исчезли. Сказка живет. И премьера в Лицейском театре — прямое тому подтверждение.
«Времена года», 8-14 апреля 2002 г.